Технология является наукой о. Что такое технологии, виды, структура, классификация

последовательность материальных процессов и операций, реализация которых приводит к появлению продукта (потребительной стоимости) с необходимыми и полезными для дальнейшего использования человеком свойствами. (См. техника, инновационная деятельность).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЕХНОЛОГИЯ

от греч. искусство, мастерство, умение и греч. изучение) – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства. В конце XVIII в. в технознании стали различать описательный раздел и новый, который получил название «технология». Термин «технология» в научное употребление ввел Иоганн Беккман в работе «Введение в технологию» (1777 г.) для обозначения ремесленного искусства, включающего в себя профессиональные навыки и эмпирические представления об орудиях труда и трудовых операциях. Современное понимание технологии имеет несколько смыслов: 1) технологическая форма движения материи – глобальная совокупность материальных процессов вещественно-энергетического взаимодействия общества и природы, протекающих в системах техники и в целом формирующих техносферу; 2) технологический процесс – материальные воздействия на предмет, вызывающие в нем целесообразные качественные и количественные изменения свойств и пространственно-временного положения. Обобщенный предмет технологических изменений – различные формы вещества, энергии и информации (все множество технологических процессов может быть выражено технологической матрицей); 3) технологические науки – класс тех. наук, изучающих проблемы превращения природных предметов и процессов в искусственные целесообразные формы. Базис технологических наук – технологические теории, целостно описывающие законы и закономерности технологических взаимодействий, параметры и условия протекания процессов преобразования вещества, энергии и информации; 4) технологическая методология – системы принципов, норм и требований, технологических методов, способов и приемов, разрабатываемых инженерными дисциплинами для создания и регулирования технологических процессов получения, трансформации, передачи и хранения предметов; 5) применение любого научного знания для решения практических задач, такая трактовка технологии принята в зарубежной философско-социологической литературе, преимущественно англоязычной. В широком смысле технология – это объем знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов, а в узком смысле – это способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта: материальная технология создает материальный продукт, информационная тех- нология – информационный продукт. Технология это также научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая способы и инструменты производства. В быту технологией принято называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические требования и пр. Технологией или технологическим процессом часто называют также сами операции добычи, транспортировки и переработки, которые являются основой производственного процесса. Технический контроль на производстве тоже является частью технологии. Разработкой технологии занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты в соответствующих областях. Каждому виду техники соответствует своя технологическая модель. Следовательно, выделяются технологии производственные, научные, медицинские и др. В каждой конкретной отрасли материального производства доминируют соответствующие технологические процессы. При интегрированном подходе выделяются лишь две формы технологий, а именно: а) научно-промышленные технологии; б) социальные технологии. Современная технология – динамично развивающаяся сфера научного знания и практической деятельности. Различают следующие основные, направления современных технологических разработок: 1) повышение степени эффективности технологических процессов на основе компьютеризации и автоматизации производственно-хозяйственной деятельности; 2) создание эффективных биотехнологий, предполагающих постепенное замещение дискретных (прерывистых) процессов на непрерывные технологические процессы, а также процентное увеличение доли немеханических технологий; 3) экологизация техникотехнологических систем, т. е. повышение «степени замкнутости» всех форм производственно-хозяйственной деятельности. Технология способствует эффективности реализации определенных социально-технических решений и преодолению соответствующих проблем. Следовательно, технология – реальное (практическое) разрешение конкретной научно-технической, производственнохозяйственной и социально-политической задачи. Техникознание реализуется в производственно-хозяйственной деятельности в рамках системы «технознаниетехнология-производство».

Когда в 1993 г. в расписании российских школ вместо привычного предмета «труд» появился предмет «технология», многие директора школ и учителя открывали словари и энциклопедии и попытались разобраться, что за очередное нововведение свалилось на их голову.

В конце XXв. в обществе, провозгласившем себя технологическим, сколько-нибудь, согласованной точки зрения на технологию и технологическое образование не было. Было только общее понимание того, что изучать технологию надо. Этот предмет стал появляться в школах Англии, Франции, США, Израиля и многих других стран. Как же объяснить школьникам, что же они будут изучать на уроках технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое технология?

Когда в 1993 г. в расписании российских школ вместо привычного предмета «труд» появился предмет «технология», многие директора школ и учителя открывали словари и энциклопедии и попытались разобраться, что за очередное нововведение свалилось на их голову.

В конце XX в. в обществе, провозгласившем себя технологическим, сколько-нибудь, согласованной точки зрения на технологию и технологическое образование не было. Было только общее понимание того, что изучать технологию надо. Этот предмет стал появляться в школах Англии, Франции, США, Израиля и многих других стран. Как же объяснить школьникам, что же они будут изучать на уроках технологии.

Вот как попытался выйти из положения наш коллега из США, доктор Кендел Н. Старквезер, исполнительный директор Международной ассоциации технологического образования, в своей статье «Скажи мне, что такое технология»

О’кей! Вы готовитесь к первому дню занятий в школе. Скоро перед вами появятся учащиеся, и вы должны будете объяснить им, что такое технология. Так что же это такое? Вы почти в панике, вы знаете так много определений этого понятия, что не знаете, какое из них выбрать. Что вам делать?

Чтобы начать дискуссию, спросите о технологии самих учащихся. Каждый постарается высказать своё мнение. Наверняка одни скажут: “Это компьютеры!” Благодаря информационной революции в течение последних лет понятие «технология» кардинально изменилось в сознании многих людей, но вы знаете, что это не только компьютеры . Это еще и образовательная или учебная технология. Компьютеры – лишь инструмент, оборудование, и вы учите не только компьютерной технологии, потому что у вас есть кабинет технологического образования. Вы преподаёте предмет школьной программы и планируете рассказывать детям о технологии , а не только использовать её при обучении.

Другие школьники скажут: “Это наука!” И в этом есть правда. Это может помочь. Теперь вы должны объяснить разницу между наукой и технологией, которые изучают в школе. Дети скажут:”Наука – это изучение естественного мира, а технология изучает искусственный, созданный человеком мир!” Это хорошее начало.

Учащиеся верно поняли, что различие между наукой и технологией лежит именно в понятии человеческой деятельности. Наука – это что-то о явлениях, теоремах, а технология – о том, как люди используют инструменты, машины, материалы, процессы и так далее.

Однако вы до сих пор еще не объяснили, что такое технология, и что вы будете делать, изучая её. Чтобы разобраться в этом, вы можете подкинуть идею о том, что технология подобна воде. Она динамична и может принимать любую форму. Она бывает прекрасной и уродливой, стабильной и изменяющейся. Она приносит блага и несчастья. Она может быть управляемой и необузданной. Мы используем её на работе и во время отдыха. Она вызывает чувство удовольствия или досады. Она вездесуща и связана тысячами нитей с повседневной жизнью. Наше мнение о ней зависит от того, как мы её используем и как она воздействует на нас. Но один факт совершенно очевиден и для технологии, и для воды: мы не можем без них обойтись.

Если учесть лишь одно это, становится понятно, почему технология приходит в наши школы как важнейший предмет. И вы будете работать вместе со школьниками, чтобы лучше её понять, научиться находить решения, работать и жить в технологическом мире.

Удачи вам в новом учебном году!

США, 1998г.

Согласно “Новой Британской энциклопедии”, термин «технология», впервые появившийся в английском языке в XVII в., касался только прикладных искусств (ремёсел). В начале XX в. понятие «технология» относилось уже не только к машинам и инструментам, но и к другим, не связанным с ними процессам. В середине XX в. этот термин стал обозначать «способы или деятельность, с помощью которых человек стремиться преобразовать окружающий мир или манипулировать им». Но это широкое определение подверглось критике, так как было трудно различить понятия «научное исследование» и «технологическая деятельность».

Что же понимается под технологией в наши дни? “Толковый словарь русского языка” под редакцией Д.Н. Ушакова содержит следующее определение: “Технология (от греч. techne – «искусство» и logos – «учение») – это совокупность наук и сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие… Совокупность процессов такой переработки».

Утверждённая Министерством образования Российской Федерации программа курса «Технология» (научные руководители Ю.Л. Хотунец и В.Д. Симоненко) определяют этот предмет так: “…наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека”.

Уже упомянутая “Новая Британская энциклопедия” определяет технологию как «систематическое изучение способов создания и изготовления вещей».

Все приведенные определения раскрывают различные стороны сложного понятия «технология».

Основой для изучения технологии в школе служит следующее определение:

Технология – это преобразующая человеческая деятельность, направленная

на удовлетворение нужд и потребностей людей, решение их проблем.

Она включает процессы преобразования вещества, энергии и информации, опирается на знания и оказывает влияние на природу и общество, создаёт новый рукотворный мир. Результатом технологической деятельности являются продукты, соответствующие определенным характеристикам, заранее заданным на стадии проектирования. Технология как наука изучает эту человеческую деятельность.

Технологии являются важными составляющими современной цивилизации. Что это такое, понимает почти каждый. Но грамотно сформулировать свои знания, как ни странно, людям довольно сложно. Возможно это потому, что мало кто знаком с точным определением.

Что такое технологии?

Технология - это комплекс инженерных и научных знаний, что были воплощены в средствах и способах труда, наборов материально-вещественных компонентов производства, а также виды их сочетаний, которые создаются, чтобы получить определённый продукт или услугу. Также можно встретить использование данного термина, как совокупности способов переработки сырья и материалов, изготовление изделий и все процессы, которые сопровождают данные виды работ. Наиболее популярным на данный момент является словосочетание «высокие технологии». Оно используется для обозначения выполнения сложного вида работ, в конечном результате которых можно будет получить удивительный результат, который базируется на окружающем нас микромире.

Какие требования выдвигают к современным технологиям?

Со времени своего появления сотни тысяч лет назад они значительно усовершенствовались. Ранее технологии представляли собой примитивный набор действий, который сейчас может быть воссоздан практически любым современным человеком. Но шло время, и они усложнялись. Сейчас современные основные технологии выдвигают требования на порядок выше.

  1. Должна быть системная целостность (полнота) процесса. В него должен входить набор элементов, которые обеспечат требуемую завершенность действий, что приведет к достижению поставленной цели.
  2. Значительная степень деления процесса на отдельные стадии или фазы выполнения.
  3. Регулярность и однозначность, которые позволят применить средние величины, чтобы охарактеризовать совершаемые действия и провести их унификацию и стандартизацию.
  4. Технология должна быть неразрывно связана с самим производственным процессом и отображаться как совокупность действий, которые выполняются во времени.
  5. Весь процесс осуществляется в специальных искусственных системах, что создаются, чтобы обеспечить реализацию отдельных потребностей.

Характеристика технологических процессов

Что они собой представляют, мы уже имеем определились. Какие требования выдвигаются к современным технологиям, тоже уже известно. А что можно сказать про их определённые характеристики? Какими должны быть Для этого ознакомимся с такими тремя пунктами, которые позволят их оценить «изнутри».

  1. Процесс должен быть разделён на внутренние взаимосвязанные операции, фазы и состояния, которые обеспечивают оптимальную или близкую к ней динамику развития. Также должны быть определены рациональные пределы выдвигаемых требований к персоналу, который будет работать с данной технологией.
  2. Необходимо наличие координации взаимодействия и последовательное выполнение действий и операций, которые направлены на то, чтобы получить желаемый результат. И это всё должно базироваться на логике развития и функционирования каждого конкретного процесса.
  3. Необходимо предусмотреть однозначность выполнения всех процедур и операций, которые предусмотрены технологией. Это является непременным и определяющим условием для достижения необходимых результатов с соблюдением необходимых норм и нормативов.

Понять, что такое технологии, невозможно без знания их свойств, которые уже были перечислены выше.

Задачи технологий

Зачем же нам необходимы эти наработки? Какие задачи выполняют технологии в наших руках? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знать, что технологии являются набором способов и средств, с помощью которых осуществляется управляющий процесс из широкого множества его реализаций. Что будет определено как цель, то и является задачей, которая стоит перед технологией.

В основе любого набора способов и средств имеются такие составляющие:

  • цель реализации (она же задача), которая предоставляет наибольший интерес для других людей;
  • предмет, который подлежит технологическим изменениям;
  • методы и способы воздействия на него;
  • средства технического влияния на объект, который представляет интерес;
  • организация и упорядоченность процессов.

Так, высокие технологии должны обеспечить нам более легкую и комфортную жизнь. Это совершается, благодаря автоматизации сложных процессов и облегчению выполнения различных операций. Но с увеличением количества людей, что имеют доступ к благам, возникает целый ряд проблем (например, экологических), которые требуют комплексного подхода к поиску их решения.

Реализация технологий

Так называют последовательность смены состояний, совокупности действий или стадий работы. Говоря про то, что такое технологии, сложно обойти вниманием понятие Рассказать про него нужно, чтобы в будущем не возникало недоразумений. Под производственным процессом понимают совокупность операций, которые являются взаимосвязанными, а также изменения ресурсов, которые направлены на то, чтобы получить определённую продукцию. Это важно для понимания сути вещей и правильного оперирования терминологической базой. Те процессы, что имеют свои четкие схемы реализаций, можно представить в виде небольшого списка.

  1. Программируемые, и научно-исследовательские технологии;
  2. Хаотические и автоматизированные процессы.

За что отвечают разные типы технологических процессов?

Давайте более детально рассмотрим, за что они отвечают.

  1. Автоматические процессы. Действия выполняют без малейших отклонений. Поскольку такая работа человеку не под силу, а только высокотехнологичным устройствам, то и было введено обозначение «автоматические»;
  2. Хаотические процессы. Все причинно-следственные связи обладают статистическим и вероятностным характером;
  3. Программируемая технология. Характеризуется определённой последовательностью процессов обработки получаемой информации в соответствии с заданными командами.
  4. Профессионально-техническая технология. Занимается определением последовательности обработки узлов, деталей и изделий с применением определённого алгоритма.
  5. Научно-техническая технология. Прорабатывает вопросы последовательности процессов обработки составляющих рабочего объекта (которыми являются детали, информация, изделия, узлы) в соответствии с заданным процессом и при применении средств интеллектуальной обработки.
  6. Научно-исследовательская технология. Не является полностью определённой. Она может меняться на протяжении технологического процесса, чтобы получить желаемый результат. Всегда используется с применением интеллектуальных средств

Как развиваются технологии, и какие у них есть перспективы?

Нельзя не отметить значительное ускорение технического прогресса и развитие технологий, которое произошло за последнее столетие. ХХ век стал настоящим прорывом в науке. Сейчас же наиболее активно развиваются те направления, из которых можно в ближайшее время извлечь наибольшую выгоду (это вытекает из особенностей социально-экономической ситуации). Развитие технологий, которые будут иметь значительную важность в отдаленном будущем, лежит исключительно на государствах. Это связано с тем, что для их продвижения требуются определённые финансовые средства, а вот когда будет результат, и практическое (а читай коммерческое) применение - неизвестно. Но несмотря на это, разработка технологии в зависимости от поставленной задачи, может быть выполнена и отдельным заинтересованным лицом.

Применение технологий в повседневной жизни

Увидеть их можно практически на каждом шагу. На что ориентируются аграрии, когда они выращивают свою продукцию? На технологию обработки земли, её засева, ухода за растительностью (обработка пестицидами и удобрение земли) и многое другое. То же самое и с промышленниками - прежде чем сделать автомобиль необходимо продумать, как будут создаваться сначала составляющие его детали, а потом и сама машина. Даже в педагогике есть свои технологии - только относятся они уже к особенностям осуществления образовательного процесса в детских садах, школах, университетах.

Использование технологий позволяет функционировать и развиваться нашему обществу в таком темпе, как это происходит сейчас.

Заключение

Вот насколько они разные, сложные и необходимые. Существуют и творческие технологии, и технические - так сказать, на любой вкус и на любую Для улучшения жизни необходимо массово подключать всех людей к данным изыскам. Ведь когда многие будут знать ответ на то, что такое технологии, и какая их роль в нашей жизни, то в этом случае можно будет рассчитывать на более быстрое решение наших проблем.

технологический процесс стандарт

Технология (от др.-греч. фЭчнз -- искусство, мастерство, умение; льгпт -- мысль, причина; методика, способ производства) -- совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства.

Технология, в узком смысле, это комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

  • · под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т. п.);
  • · под термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим заданием и согласованное техническим предложением;
  • · под термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и пр. рисков.

Согласно Философскому словарю под редакцией И. Т. Фролова, «технология представляет собой сложную развивающуюся систему артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем социальных последствий информации, управления, финансирования и взаимодействия с другими технологиями».

В экономическом словаре дается такое понятие: «Технология -- (от греч, techne -- искусство и logos -- слово, учение) -- способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления».

Большой толковый социологический словарь «Collins» раскрывает данное понятие так: «Технология -- практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности» .

  • · Д. Н. Ушаков и Б. М. Волин считают, что «технология -- это совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие; совокупность процессов такой переработки».
  • · С. А. Смирнов, И. Б. Котова трактуют технологию как «совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами».
  • · С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова определяют технологию как «совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства».

Применение термина

В промышленности и сельском хозяйстве изложение технологии описывается в документах, именуемых операционная карта технологического процесса (при подробном описании) или маршрутная карта (при кратком описании). В сценическом искусстве технология исполнения спектаклей, пьес, съёмки кинофильмов, … описывается сценарием. Применительно к политэкономии и экономике при изменении общественного мнения применяется термин Пи-Ар (от Англ. PR -- Public Relations -- связь с широкой общественностью), зачастую неправильно воспринимаемый общественностью как рекламная/информационная акция .

Технологиями морального плана называются законы предков (чего делать нельзя или если делать, то что и как), правила поведения человека в обществе, кодекс чести, конституция (в цивилизованном обществе), понятия (в уголовном мире) и т. п.

В разговорной речи термин технология часто заменяют англоязычным словосочетанием Know How (ноу-хау) -- знайте как (делать).

Технология по методологии ООН:

  • · либо технология в чистом виде, охватывающая методы и технику производства товаров и услуг (dissembled technology);
  • · либо воплощенная технология, охватывающая машины, оборудование (технологическое), сооружения, целые производственные системы и продукцию с высокими технико-экономическими параметрами (embodied technology).

Широко распространён также тавтологичный оборот «технология производства». Первые упоминания о колесе встречаются в Месопотамии в 4-м тысячелетии до н. э.

В 1772 году Иоганн Бекман ввел в научное употребление термин «технология». Им он назвал научную дисциплину, которую читал Гёттингенском университете.

В 1822 году Академик В. М. Севергин выделил 10 разделов технологии:

  • · металлы
  • · минералы
  • · дерево
  • · горючие материалы
  • · питательные вещества
  • · химические произведения
  • · обрабатывание животных
  • · ткани
  • · бумага
  • · орудия

Со временем технологии претерпели значительные изменения, и если когда-то технология подразумевала под собой простой навык, то в настоящее время технология -- это сложный комплекс знаний ноу-хау, полученных порою с помощью дорогостоящих исследований.

Наиболее новые и прогрессивные технологии современности относят к высоким технологиям (англ. high technology, high-tech). Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической революции (НТР) на современном этапе. К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолётостроение, космическая техника, микробиологическая промышленность.

Довольно часто сегодня можно услышать выражения «инновационные технологии», «космические технологии» и подобные им. Каково их значение и что такое технологии в общем? Давайте узнаем все это.

Что такое технология: определение

Рассматриваемый термин имеет одновременно несколько значений. Мы рассмотрим каждый из них:

  • В первую очередь, объяснить, что такое технологии, можно так - это совокупность методов изготовления, обработки, переработки (и подобных процессов) сырья, в результате которых исходное вещество изменяет свои свойства, превращаясь в желаемую продукцию.
  • Кроме того, говоря простым языком, это знания и умения изготовления чего-либо, будь то кефир из молока, атомная энергия или обучение детей чтению и арифметике.
  • Также технологиями именуются непосредственно сами технологические процессы изготовления чего-либо.
  • Такое название носит и наука о мастерстве. Как научная дисциплина она концентрируется на изобретении и изучении способов и методов осуществления различных производственных процессов. В сферу ее интересов входит их оптимизация, путем поиска менее затратных, но более эффективных путей изготовления той или иной продукции, а также анализ и прогнозирование развития промышленности в целом.

Структура

Узнав все варианты ответа на вопрос о том, что такое технологии, следует рассмотреть составляющие элементы, без которых данное явление не способно существовать:

  • Технологический объект или, как его еще именуют, предмет технологического влияния. Так называют предмет труда, то есть сырье, подвергающееся воздействию.
  • Средства труда (также именуются технологическими). Это те инструменты (программы и т. п.), которые помогают мастеру изготавливать продукцию.
  • Носитель технологических функций (мастер). Примечательно, что в этой роли может выступать не только один человек, но и целый коллектив, а также запрограммированное оборудование.
  • Уровень технологического развития общества. Именно от него зависит вид технологий, используемых в современном мире. К примеру, изобретение электричества было началом нового витка в развитии промышленности - с его помощью стало возможно не только более эффективно и безопасно освещать все, но и применять его как элемент питания для серии приборов.

Жизненный цикл технологии

Узнав, что такое технологии и от чего они зависят, важно рассмотреть каков цикл жизни у любой из них. Он состоит из пяти этапов:

  1. Новая технология. Период, когда она зарождается и имеет больший потенциал, нежели все существующие до нее (в своей отрасли).
  2. Передовая. На данном этапе технология уже зарекомендовала себя на практике как лучшая в своем роде. Однако при этом еще не получила достаточного распространения. Как правило, это связано с необходимостью модернизации производства, а это всегда требует затрат.
  3. Современная технология. Этап ее превращения в некий эталон, на который все равняются.
  4. Не новая. Период, когда данный способ все еще актуален и эффективен, но уже существует более новый. В качестве примера пребывания технологии на этом этапе, можно привести методику очистки воды хлором. В былые времена она считалась самой эффективной и доступной. Однако сегодня все прогрессивные государства отказываются от хлорирования, выбирая озонирование. Данная технология более безопасна и эффективна, хотя и дороже. При этом большинство стран постсоветского пространства продолжают применять устаревающее хлорирование, поскольку не имеют достаточно средств на модернизацию системы очистки питьевой воды.
  5. Устаревшая. Постепенное полное вытеснение старой методики более современной.

Общая классификация технологий

Рассмотрев, что такое технология производства, стоит уделить внимание ее видам. Данное понятие классифицируют по различным категориям:

  • Уровень сложности - простая и сложная.
  • Область применения - научные технологии, образовательные, производственные.
  • Тип необходимых ресурсов - капиталоемкие, энергоемкие и наукоемкие.

  • В зависимости от качества переработки сред - низко-, средне-, высокоуровневые.
  • Цель - созидательная, разрушительная, двойного назначения.
  • По приоритетам создания - первичная, конверсионная.

Виды технологий по отрасли производства

Стоит отметить, что приведенные выше способы классификации изучаемого понятия не единственные. Большинство современных ученых до сих спорят на этот счет. На практике все виды методик и способов производства разделяют на виды, по сферам их применения:

  • Производственные технологии. К ним относятся все методики, применяемые при изготовлении различной продукции. Данный вид имеет целый комплекс подвидов. Как правило, их выделяют либо по сфере производства (машиностроительные, пищевые технологии, биотехнологии и подобные), либо по типу используемых материалов (химические, ядерные и т. п.).
  • Военные - направлены на обеспечения эффективного проведения боевых действий.
  • Космические - связаны с попытками человечества освоить космос.

  • Транспортные - специализируются на обеспечении перевозок пассажиров и грузов.
  • Информационные технологии - это про-грамм-но-тех-ниче-ские и тех-но-ло-ги-че-ские средства и методы, направленные на сбор, сохранение, анализ, об-ра-бот-ку и рас-про-стра-не-ние информации в обществе. К ним относятся также тех-нические и про-грамм-ные сред-ст-ва, ор-га-ни-за-ци-он-но-ме-то-дическое обес-пе-че-ние.
  • Телекоммуникационные - направлены на обеспечение связи. В современно мире это телевидение, радио, телефония, Интернет и подобное.

  • Социальные - система практических знаний, а также способов решения задач по управлению поведением людей в социуме. Они вырабатываются и используются для социального планирования проектирования.

Инновационные социальные технологии

Особняком ото всех вышеперечисленных видов технологий стоят инновационные. Их еще именуют "технологиями технологий". Они направлены на успешное внедрение новейших методик и способов производства. Получается, что любая разработка и использование технологий (собственных или заимствованных у других стран) невозможна без них.

Различают несколько их подвидов:

  • внедрение;
  • подготовка кадров и инкубация малых предприятий (тренинг);
  • консалтинг;
  • трансферт;
  • аудит;
  • инжиниринг.

Что такое педагогическая технология

Рассматривая данную тему, стоит остановиться и на таком явлении, как педагогические технологии. Они относятся к образовательному виду - то есть к нематериальному производству.

Что такое педагогическая технология? Это совокупность методов и приемов, применяемых для достижения заранее запланированных целей воспитательно-образовательного процесса.

Подобная технология представляется тремя аспектами:

  1. Научный - сконцентрированный на разработке научной основы для любых педагогических действий.
  2. Процессуально-описательный - это описание алгоритма любой педагогической технологии.
  3. Процессуально-действенный - реализация вышеупомянутого алгоритма.