Рабочие программы по физической культуре. Физическая культура - что такое? Программа по физкультуре в школе Программа по физкультуре для школы

Зиновкин Константин Александрович
Учебное заведение: МБОУ Троснянская СОШ
Краткое описание работы:

Пшеницына Галина Анатольевна
Учебное заведение:
Краткое описание работы: Содержание программы учебной дисциплины ОД.01.06 Физическая культура направлено на укрепление здоровья, повышение физического потенциала, работоспособности обучающихся, формирование у них жизненных, социальных и профессиональных мотиваций.

Пшеницына Галина Анатольевна
Учебное заведение: ГПОУ РК "Колледж искусств Республики Коми"
Краткое описание работы: Программа дисциплины ОГСЭ. 05 Физическая культура является обязательной дисциплиной общего гуманитарного и социально-экономического цикла программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование. Программа отражает требования ФГОС и соответствует примерной программе учебной дисциплины и базисному учебному плану.

Бирюков Владимир Иванович
Учебное заведение: МБОУ Свенская СОШ №1 (п. Свень)
Краткое описание работы: Рабочая программа составлена на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2012) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федераци

Ветров Василий Григорьевич
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение общеоб.средняя школа №2 города Унеча Брянской области
Краткое описание работы: Тематическое планирование составлено на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2008) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Феде­рации. Она разделена на три программы: программа для 1-4 классов, 5-9 классов и 10-11 классов.

Дегтярев Андрей Николаевич
Учебное заведение: МБОУ ДО ДЮСШ г. Уварово Тамбовская обл.
Краткое описание работы: Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена целью современного образования, включающего в себя воспитание у детей положительного отношения к занятиям спортом. Программа дает возможность тренерам творчески подходить к ведению тренировочного процесса, что несомненно влияет на качество подготовки обучающихся.

Мельников Вячеслав Порфирьевич
Учебное заведение: МБОУ "Новоильмовская СОШ" Черемшанского района РТ
Краткое описание работы: Главная стратегическая цель ОУ – обеспечение непрерывного повышения качества образования и улучшения условий пребывания учащихся, поскольку образовательная среда школы – это среда жизнеобеспечения и формирования подрастающего поколения, которая затрагивает сферу интересов семьи, местного сообщества, его экономического и социального благополучия.

Агазарян Геворг Марзпетунович
Учебное заведение: ДЮСШ "Юность" г. Альметьевск
Краткое описание работы: Рабочая программа составлена на основе дополнительной - предпрофессиональной программы по боксу МБУ ДО ДЮСШ «Юность». Программа спортивной подготовки по виду спорта бокс составлена на основе примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.

Особое значение в настоящее время в школе приобрела физическая культура. Что такое физическое воспитание в образовательной организации? Как можно построить планирование по данной учебной дисциплине? Будем искать ответы на данные вопросы, чтобы понять сущность и специфику преподавания физкультуры в своевременной школе.

Роль и место в ОУ

Какое место занимает и спорт в отечественном образовании? Начнем с того, что в настоящее время во всех классах добавлен один час преподавания данной учебной дисциплины.

Причиной подобного решения стало существенное ухудшение физического здоровья подрастающего поколения, а также отсутствие позитивного отношения к здоровому образу жизни у школьников.

ФГОС по физической культуре разработаны так, чтобы основной акцент преподаватели обращали именно на сохранение здоровья школьников, формирование у них активного желания заниматься спортом.

Структура занятия и его особенности

Проводятся уроки в спортивном зале либо на улице. Программа по составляется так, чтобы в каждом уроке было три раздела:

  • вводная часть;
  • основное содержание;
  • заключение.

На вводном этапе преподаватель предлагает ребятам упражнения в виде разминки. Основной блок предназначен для разучивания новой игры, упражнений, метания, прыжков, лазанья по канату, бега, заданий на координацию движений, подвижных игр, командных эстафет.

Учитель физической культуры в заключительной части занятия дает ребятам время для налаживания пульса и дыхания, приведения своего организма в обычный режим функционирования.

Важные аспекты

Что подразумевает понятие «физическая культура»? Что такое школьное физвоспитание? Отметим, что физкультура в обычной школе не ограничивается только уроками, к ней вполне можно отнести и небольшие разгрузочные физминутки, проводят которые не только физруки, но и учителя иных учебных дисциплин.

Также сюда необходимо включить и систематические медицинские осмотры, проводимые ежегодно в образовательных учреждениях. Они предназначены для оценки развития, состояния здоровья, а также физической подготовки обучающихся. В совокупности все это и есть физическая культура. Что такое программа по физкультуре для российской школы? Остановимся на данном вопросе подробнее.

Специфика программы

В ней выделяют несколько форм и компонентов:

  • базовую часть;
  • реабилитационную и оздоровительную часть;
  • «фоновую» физическую культуру.

Первая часть является фундаментальной основой предмета. Она включает в себя системы воспитательных и образовательных целей, а также подбор приемов и методов работы, способствующих достижению поставленных целей и задач. Именно на этой части и основывается физическая культура. Что такое оздоровительная часть программы? Педагог обязан в полной мере выполнять социальный заказ, создавать оптимальные условия для сохранения физического здоровья подрастающего поколения.

Именно поэтому в обычную программу по данной учебной дисциплине дополнительно (при необходимости) включаются комплексы упражнений, способствующие коррекции различных навыков. К примеру, педагог делает с детьми в рамках урока физической культуры дыхательную гимнастику, упражнения для коррекции осанки.

Программа для начальной школы

В нее включаются элементы, предполагающие развитие выносливости, ловкости, координации движений, навыки работы в команде. На занятиях физкультуры учитель обучает детей основам правильного дыхания, сочетая его с движениями.

В программу входит знакомство с элементами командных и спортивных игр, обучение плаванию, лазанью по канату, метанию мяча на разном расстоянии, забрасыванию его в волейбольную сетку.

Особенности программы по физкультуре для старшеклассников

На старшей ступени обучения учитель использует для организации уроков разнообразные методы работы. Они представляют собой единую совокупность методических приемов, позволяющих выстраивать для каждого воспитанника собственную развивающую траекторию, прививать подросткам позитивное отношение к спорту, здоровому образу жизни.

Уроки включают обучение навыкам закаливания, психорегуляции, самоконтроля, массажа. Данный предмет направлен на формирование у старшеклассников привычки к занятию спортом на всю последующую жизнь. Именно данный предмет позволяет педагогам вести профилактику ассоциативного поведения старшеклассников.

В составляется пояснительная записка, в которой отмечаются все основные приемы и методы работы. Актуальность и особенность физического воспитания.

Далее учитель расписывает поурочное тематическое планирование, указывая количество часов, предназначенных на каждую игру, упражнения, бег и другие виды деятельности. По требованиям ФГОС особое внимание уделено тем универсальным навыкам, которыми должны овладеть школьники.

А Общество с ограниченной ответственностью «Премьер-УчФильм» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 59 г. Рязань Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Рязань МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 1 – 11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «ФизкультУРА!» Рязань - 2013 0 Модульная программа по Физической культуре для 1-11 классов общеобразовательных учреждений «ФизкультУРА!» разработана коллективом ООО «Премьер-УчФильм» при активном участии преподавателей физической культуры, имеющих высшую квалификационную категорию: Баранова Ольга Александровна – преподаватель МБОУ СОШ №59 г. Рязань, победитель конкурса «Лучшие учителя России 2007», лауреат конкурса «Учитель года 2011»; Гладышев Дмитрий Владимирович – преподаватель МБОУ СОШ №3 г.Рязань, призер конкурса «Учитель года 2008»; Кирьякова Ирина Ивановна – преподаватель Гимназии №2 г. Рязань, победитель муниципального конкурса «Мастер педагогического труда по внеурочным формам спортивно-массовой и оздоровительной работы 2012». Модульная программа по физической культуре для 1-11 классов общеобразовательных учреждений «ФизкультУРА!» рекомендована Экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для апробации в образовательном процессе общеобразовательных учреждений по учебному предмету «Физическая культура». В целях укрепления интереса и мотивации детей к занятиям физической культурой и спортом, наглядной демонстрации занятий с использованием программы специалистами ООО «Премьер-УчФильм» было разработано видеопособие (по всем модулям программы) «ФизкультУРА!». 1 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Физическая культура сегодня – это не только один из механизмов в воспитании у детей и подростков ценностей здорового образа жизни, но и большая педагогическая, творческая деятельность по конструктивному выявлению и использованию прошлого опыта в процессе создания новых форматов работы с ребятами в этом направлении. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов введен третий час физической культуры. Это продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры и спорта в воспитании школьников, укрепления их здоровья, привития навыков здорового образа жизни. Учебный предмет «Физическая культура» определѐн в ФГОС нового поко- ления как обязательный для изучения на всех ступенях общего образования. Его главной задачей является укрепление здоровья, содействие гармоничному физи- ческому, нравственному и социальному развитию школьников. Предметные результаты по программе «Физическая культура» должны от- ражать большой диапазон приобретаемого обучающимися опыта как в части ук- репления и сохранения индивидуального здоровья, развития личной двигательной активности, понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни, толе- рантного социального поведения, так и в овладении отдельными техническими элементами базовых и иных видов спорта, мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Удовлетворение индивидуальных спортивных интересов обучающихся должны обеспечивать также различные программы, курсы по выбору и разнооб- разная внеурочная деятельность физкультурно-спортивной направленности. Модульная программа по Физической культуре для 1-11 классов общеобразовательных учреждений «ФизкультУРА!» (далее – программа) разработана коллективом ООО «Премьер-УчФильм», в которой систематизирован интересный опыт некоторых общеобразовательных учреждений Рязанской об- ласти в части физкультурно-спортивного воспитания обучающихся на различных ступенях образования в соответствии с их интересами. Цель программы: формирование умений и навыков повышения двигательной активности у обучающихся через активизацию интереса к учебному предмету «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях. Реализации основной цели программы будет способствовать решение сле- дующих задач: 2 - формирование у обучающихся умений и навыков в выполнении физиче- ских упражнений, направленных на укрепление их здоровья, профилактику забо- леваний, развития вредных привычек; - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни с учетом индивидуального интереса в области физической культуры и спорта, со- стояния здоровья и функциональных возможностей организма; - формирование у обучающихся осмысленного понимания необходимости выстраивания собственного здорового образа жизни, используя при этом ресурсы физической культуры и спорта. Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных госу- дарственных образовательных стандартов к личностным характеристикам выпу- скника общеобразовательного учреждения в части формирования и использова- ния навыков и правил здорового образа жизни, а также требований к результатам освоения основной образовательной программы по предмету «Физическая культура». При составлении программы учитывалась одна из главных целей развития системы школьного образования – формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры и готовой к социальной самоидентификации посредством личностно значимой деятельности. В программе делается акцент на дифференцируемость еѐ использования в соответствии с физкультурно-спортивными интересами обучающихся, их физиче- скими возможностями, приоритетами в образовательной политике учреждения в данном направлении, уровнем материально-технического спортивного обеспече- ния общеобразовательного учреждения. Очень важно также и то, что обучающиеся при использовании данной програмы приобретают хорошую физическую форму и обеспечивают себе крепкое здоровье, воспитывая при этом такие черты характера, как чувство товарищества и солидарность. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Настоящая модульная программам имеет три раздела, представляющих содержание основных форм физической культуры в начальной, основной и средней (полной) школе, что вместе составлет целостную систему физического воспитания в образовательном процессе. Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная социализация в обществе и эффективное осуществление профессиональной деятельности, независимо от еѐ направления. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразо- вательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных особенностей и индивидуальных интересов (запросов) обучающегося. Вариативная часть физической культуры обусловлена необходимостью 3 учета в работе общеобразовательного учреждения индивидуальных пожеланий и способностей детей, региональных, национальных и местных спортивных приоритетов. Цели и задачи программы реализуются через создание учебного и игрового пространства, участия в спортивно-оздоровительных мероприятиях («Веселые старты», спортивные КВНы, шахматно-шашечные турниры, пр.). Гибкость содержания и структуры программы обусловлена: - возможностью еѐ использования при различных уровнях оснащения мате- риально-технической спортивной базы учреждения; - возможностью использования как программы в целом, так и отдельных ее модулей; - возможностью еѐ использования в иных форматах (внеурочная деятель- ность, физкультурно-спортивный кружок в системе дополнительного образова- ния, в рамках школьных каникул, спортивно-массовые мероприятия пр.). 3. МЕСТО ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (УЧРЕЖДЕНИЙ ОТДЫХА, ОЗДОРОВЛЕНИЯ) И ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ В КАНИКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОД Программа рекомендуется для использования: - в общеобразовательых учреждениях на всех ступенях образования: как программа по учебному предмету «Физическая культура»; в рамках внеурочной деятельности обучающихся; как интегрированных курсов в учебный предмет «Физическая культура» (использование отдельных модулей); при организации досугового и каникулярного отдыха детей на територии общеобразовательного учреждения; в группах продлѐнного дня; при организации массовых физкультурно-спортивных мероприятий с детьми и подростками в школе; - в системе дополнительного образования обучающихся; - в работе учреждений отдыха, оздоровления и занятости детей в каникуляр- ный период. Формат использования программы и еѐ место в процессе физического вос- питания обучающихся - по усмотрению конкретного учреждения. Программа предназначена для обучающихся основной и подготовительной медицинских групп. 4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В результате изучения программы обучающимися должны быть достигнуты определѐнные результаты. Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные каче- ства обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного 4 курса. Это: - понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья; - навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни; - знания о функциональных возможностях организма, способах профилак- тики заболеваний и перенапряжения; - готовность и способность к саморазвитию и самообучению; - готовность к личностному самоопределению; - уважительное отношение к иному мнению; - овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками; - этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятель- ствам других людей; - положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями; - дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в дости- жении поставленных целей; - навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на ре- зультат; - оказание бескорыстной помощи окружающим. Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познава- тельной и практической деятельности. Это: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности; - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физи- ческие, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; - самостоятельно оценивать уровень сложности заданий (упражнений) в со- ответствии с возможностями своего организма; - умение работать в команде: находить компромисы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности. Предметные результаты – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». B результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры и знать: oб особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр; о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов; о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за 5 деятельностью этик систем; о терминологии разучиваемых упражнений, oб их функциональном смысле и направленности воздействия на организм; об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида; о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения. В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры и знать: физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью; физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды; возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой; индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности; способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок; правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями. В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся по окончании средней школы должны уметь: - характеризовать: особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности; особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой; особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности; особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность. - определять: уровни индивидуального физического развития и двигательной 6 подготовленности; эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность; дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений. 5. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей. Предлагаемая программа для урока физической культуры состоит из набора основных модулей, освоение которых направленно на повышение роли физической культуры в воспитании современных школьников и укрепления их здоровья. Модули программы в начальной школе (1-4 классы) I. Подвижные игры. Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению игр, нежели к их собственному содержанию. 7 Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.). В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах. В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время. Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствущие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др. Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой школой овладел каждый ученик начальных классов. Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног. II. Гимнастика c элементами акробатики Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы и самостоятельных занятий. B программный материал начальной школы входят простейшие виды 8 построений и перестроений, общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазанье и перелезании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения и упражнения на гимнастических снарядах. III. Легкоатлетические упражнения. Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании младших школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-первых, он содействует освоению основ рациональной техники движений, необходимой в средних и старших классах. Во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и меняя условия их проведения. B результате освоения данного раздела программы ученики приобретают основы умений бега на короткие и на длинные дистанции, прыжков в длину и в высоту с места и с разбега, метании в цель и на дальность. IV. Лыжная подготовка В задачи лыжной подготовки и содержание уроков входит ознакомление детей с простейшими правилами обращения с лыжным инвентарем, обучение основным строевым приемам с лыжами, видам построений, перестроений и передвижений в строю, самым необходимым способам передвижения. К числу основных способов передвижений в период начального обучения относятся: попеременный двухшажный ход, подъемы ступаюшим шагом и «лесенкой», спуск в основной стойке, поворот переступанием вокруг пяток лыж и вокруг носков лыж. 9

Друзья, сегодня я поделюсь с Вами своими мыслями и советами по вопросу составления рабочей программы по физической культуре . Повод для этого есть. Дело в том, что Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направлено письмо-информация по вопросам составления рабочих программ учебных предметов от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» . В «Вестнике образования» №23, от декабря 2015 года, опубликовано это письмо за подписью директора Департамента А.В.Зыряновой. Сначала коротко раскрою содержание этого письма, а затем предложу Вам свой образец рабочей программы. От незнания конкретных требований некоторые учителя допускают существенные ошибки при составлении ее.

Итак, познакомимся с основными элементами рабочей программы по физической культуре, которые должны быть у нас на сегодняшний день (согласно письма Минобрнауки России и в соответствии с ФГОС):

1) Пояснительная записка, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) Общая характеристика учебного предмета;

3) Описание места учебного предмета в учебном плане;

4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;

6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

8) Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Но в целях снижения бумажной рутины, которыми страдаем мы, педагогические работники, Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам. Вот что сейчас должно входить в содержание рабочих программ:

1) Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

3) Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Что это означает для нас? Вполне возможно с нового учебного года будут исключены из рабочей программы пункты 1, 2, 3, 4 и 7. То есть:

— пояснительная записка…;

— общая характеристика учебного предмета;

— описание места учебного предмета в учебном плане;

— личностные, метапредметные и предметные результаты…;

— описание учебно-методического и материально-технического обеспечения…

Это будет здорово! Но вернемся в сегодняшний день и посмотрим примерный образец составления рабочей программы по физической культуре для классов, в которых введен федеральный государственный стандарт (на сегодняшний день – это 1-6 классы). В 7-11 классах рабочие программы несколько отличаются от «ФГОСовских».

Сразу оговорюсь, что в соответствии с Основной образовательной программой Вашей школы , которая утверждается приказом директора образовательного учреждения, за каким-то номером и от какого-то числа, в каждом учебном заведении существует своя форма составления Рабочей программы по предметам. То есть, нет единого установленного образца для всех образовательных учреждений страны, но есть единые основные элементы, о которых сказано выше.

Итак, предлагаю структуру составления Рабочей программы по физической культуре :


Титульный лист

В него входит:

— название образовательного учреждения,

— кем утверждено, согласовано и рассмотрено,

— название документа и уровень,

— количество часов в неделю и за год

— год составления программы.

(Обратите внимание, что документ рассматривается на ШМО учителей физической культуры, согласовывается с зам. директором по УВР и утверждается директором учреждения).

  1. Пояснительная записка

1.1. Статус документа.

Рабочая программа соответствует нормативным документам:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 (в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241, от 22.09.2011 г. №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507) (Это для 1-4 классов). Для 5-6 классов пишем так: Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897
  3. Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253, с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 08.06.2014 г. №576
  4. Письмо Управления образования Администрации Одинцовского муниципального района от 24.08.2015 №4433 «Об организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся» (реквизиты этого письма будут меняться каждый учебный год, поэтому в следующем учебном году и далее дата и номер будут другие)
  5. Положение о рабочей программе педагога основной школы МБОУ _____________ средней общеобразовательной школы в соответствии с ФГОС второго поколения
  6. Учебный план МБОУ _____________ средней общеобразовательной школы на 2015—2016 учебный год.

Рабочая программа по физической культуре 6 класса составлена на основе авторской программы М.Я.Виленского и в соответствии с Основной образовательной программой МБОУ ______________ средней общеобразовательной школы (основная школа), утвержденной приказом №155 от 01.09.2014 г. Реализуется через УМК: «Физическая культура 5-7 классы», учебник для образовательных учреждений, М.Я.Виленский, Москва, «Просвещение», 2013 г.

Данный УМК выбран в связи с тем, что (далее пишем краткое обоснование выбора этого УМК) полностью соответствует образовательной программе и учебному плану школы...

1.2. Место предмета в базисном учебном плане.

Физическая культура в основной школе изучается с 5 по 9 класс по 3 часа в неделю в течение каждого года обучения.

В 2015—2016 учебном году в соответствии с учебным планом школы на изучение физической культуры в 6 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.

1.3.Цели и задачи изучения курса (кратко, по существу, без сочинений)

(Пример) Курс «Физическая культура» в 6 классе изучается из расчёта 3 ч в неделю: 102 ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. М 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Основные задачи:

  1. Оздоровительная задача.
  2. Образовательная задача
  3. Воспитательная задача

1.4.Результаты освоения содержания курса

Результаты освоения содержания курса представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов в полном объеме в Основной образовательной программе МБОУ _______________ СОШ (основная школа) (начальная школа пишет: начальная школа).

II. Основное содержание тем учебного курса

Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре (6 класс)

Далее раскрывается основное содержание тем учебного курса: знания о физической культуре, гимнастика с элементами акробатики (18 часов), легкая атлетика (21 час), лыжная подготовка (18 часов), спортивная игра в волейбол (18 часов) и баскетбол (27 часов).

III. Планируемые результаты изучения курса

Ученик научится.

Ученик получит возможность научиться.

I V. Календарно-тематическое планирование

В календарно-тематическое планирование входит: № урока, Тема урока, Плановые сроки (расписание уроков в образовательном учреждении составляется в августе, перед началом учебного года, поэтому открыв календарь на учебный год, выписываются даты в эту колонку до утверждения рабочей программы), Фактические сроки (после проведения урока учитель записывает фактическую дату), Виды работ и Характеристика основных видов деятельности (краткое описание урока). Каждые последующий раздел составляется также. Главное – как только начинается новый раздел физической культуры, обязательно в Теме прописывается о проведении инструктажа по охране труда на уроках по этому виду деятельности. И на самом уроке, в этот день, проводится инструктаж с учащимися класса.

И завершается КТП подведением итогов: Всего часов за год, По плану и Дано.

V. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

5.1. Учебно-методический комплект

1. Учебник …….

2. Дополнительная литература для учителя (если есть)

3. Дополнительная литература для учащихся (если есть)

4. Интернет ресурсы (если есть)

5. Электронные образовательные ресурсы

6. Компьютерные программы (например, тренажеры и др.)

«Физическая культура 5-7 классы», учебник для образовательных учреждений, М.Я.Виленский, Москва, «Просвещение», 2013 г.

5.2. Средства обучения

Перечислить все, что будет использоваться на уроке в течение года:

1.Ноутбук

2.Телевизор

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

И в заключении, в виде Приложения, представить Таблицу требований к уровню физической подготовленности при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО».

Все появившиеся вопросы и нюансы готов обсудить с Вами в комментариях или на форуме.