Мистика Касахской базилики: что скрывают жители армянского Апарана от посторонних. Апаран

Рассказы и отзывы об отелях Апарана 3*, 4 и 5 звезд

В античности область Апарана был известен как Ниг или Нигатун. Как поселение известен со II века н. э., когда был впервые упомянут Птолемеем под названием Касала. В IV веке Апаран именовался Касах и являлся центром гавара (уезда) Ниг. К этому времени относится строительство здесь Касахской базилики, сохранившейся до наших дней. Современное название города относят к X веку, по-видимому, оно происходит от армянского слова Апаранк — дворец.

Во время Первой мировой войны Апаран принял большое количество армян-беженцев из Вана, Муша, Алашкерта, Эрзрума и Хоя. В 1918 году при Баш-Апаране состоялась битва, в которой армянские регулярные части и ополчение разбили турецкие войска, наступавшие на Ереван. В память о победе в этой битве к северу от города установлен памятник.


Купить авиа билеты на самoлёт в Апаран:
  • Отзыв к Ереван Ереван один из крупнейших городов Армении,ее столица. По истине красивейший город со своим колоритом, посещение которого Вас останется в памяти на долгие годы. Как и у меня! В Ереване есть на что посмотреть, красивые парки, скверики,его поющие фонтаны на площади Республики меня поразили. Стоит взглянуть на знаменитый символ Еревана статую Мать-Армения, это женщина с мечом, как образ Родины. Самый большой армянский православный собор св. Григория Просветителя на фото кажется совсем не таким, как... 6 марта 2018
  • Отзыв к Ереван Здравствуйте путешественники Я живу в Индии. В прошлом году в Декабре был в Армении. Очень красивая и древняя страна. Очеееень вкусная еда. Я бы хотел поделиться впечатлениями и отметить некоторые лайфхаки, которые Вам помогут не тратить много денег. Я узнал о Ереван карте из интернета. Это официальная туристическая карта Еревана. Купил я карту онлайн, взял из аэропорта. У меня был бесплатны трансфер из аэропорта в Ереван. В следующий день у меня был культурный тур по Еревану, так как все музеи... 29 января 2018
  • Отзыв к Просто бесподобно! Здесь мы с мужем провели медовый месяц, а ранее мы там и познакомились! Восхитительное место, самое волшебное для меня! Персонал, питание, номера - всё на высоте! Всем советую здесь бывать. 3 июля 2016
  • Отзыв к Shirak (Ширак) Совсем недавно останавливалась в Шираке во время трехдневной поездки в Ереван. Из аэропорта до гостиницы доехали минут за 15, близко. Могу сказать, что это очень неплохая бюджетная гостиница в самом центре города. Рядом - церковь Святого Николая (если будете здесь, обязательно посмотрите) и детский парк. До Площади Республики минут пять ходьбы (это центральная и очень красивая площадь Еревана). Сама гостиница находится в здании еще, наверное, советских времен, больше 10 этажей, по-моему, я жила на... 8 апреля 2016
  • Отзыв к Наири В гостинице Наири останавливалась на несколько дней, когда приезжала в Ереван по делам. Наири - гостиница новая, с интересными дизайнерскими интерьерами, расположена в районе Норк-Мараш на холме. Специально попросила номер повыше (7-й этаж), так как оттуда открывается захватывающий вид на город и гору Арарат. Мой одноместный номер оказался красивым и уютным, с кондиционером, телевизором, телефоном. В стоимость номера входил и завтрак (шведский стол). Ужинала тоже в отельном ресторане, армянская кухня... 20 марта 2016
  • Отзыв к Marriott Armenia Hotel Yerevan Во время отдыха в Ереване весной прошлого года, мы с мужем останавливались в Marriott Armenia Hotel. Он находится в самом сердце Еревана на площади Республики. Если коротко, то я бы сказала об отеле так: это классика, полноценный комфорт и отличный сервис. Огромный красивый холл, везде блеск и чистота, русско- и англоязычный персонал, языковых барьеров нет.В номере банные принадлежности, халат, тапочки, фен, утюг, холодильник, телевизор. Качественный вай фай, ловит везде. Завтракали в ресторане отеля... 17 марта 2016
  • Отзыв к

Апаран - город в Армении, в Арагацотнской области, в Апаранской котловине. Находится в 59 км к северо-западу от Еревана и в 42 км к юго-востоку от железнодорожной станции Спитак. Расположен на реке Касах выше Апаранского водохранилища у восточного подножья горы Арагац. Через Апаран проходит автодорога Ереван-Спитак. В городе производится родниковая вода «Апаран».

Информация

  • Страна
  • Марз : Арагацотнская область
  • Первое упоминание : II век
  • Прежние названия : Баш-Апаран (до 1935)
  • Высота центра : 1 800 м
  • Официальный язык : армянский
  • Население : 6 600 человек (2010)
  • Национальный состав : армяне
  • Конфессиональный состав : Армянская Апостольская Церковь
  • Названия жителей : апаранец, апаранцы
  • Часовой пояс : UTC+4
  • Телефонный код : +374 (252), +374 (2520)
  • Почтовый индекс : 0301

История Апарана

В античности область Апарана была известна как Ниг или Нигатун. Как поселение известен со II века н. э., когда был впервые упомянут Птолемеем под названием Касала. В IV веке Апаран именовался Касах и являлся центром гавара (уезда) Ниг. К этому времени относится строительство здесь Касахской базилики, сохранившейся до наших дней. Современное название города относят к X веку, по-видимому, оно происходит от армянского слова Апаранк (Ապարանք) - дворец.
Во время Первой мировой войны Апаран принял большое количество армян-беженцев из Вана, Муша, Алашкерта, Эрзрума и Хоя. В 1918 году при Баш-Апаране состоялась битва, в которой армянские регулярные части и ополчение разбили турецкие войска, наступавшие на Ереван. В память о победе в этой битве к северу от города установлен памятник.



Население

В 1831 году имел 386 жителей, в 1873 году - 1353, в 1914 году - 2332, в 1919 году - 2295, в 1931 году - 2666, в 1959 году - 2662, в 1970 году - 5969, в 1979 году - 5990, в 2001 году - 5711 жителей. По данным на 2008 год население Апарана составляет 6158 человек.

Источник. wikipedia.org

— Апаран был резиденцией княжеского рода Гнтуни, — говорит наш гид Мариам, когда мы приближаемся к Апаранской базилике.

Территория церкви не очень большая, но ухоженная и от этого уютная. С одной стороны в ряд расположены каменные плиты, глядя на которые становится ясно - им не одна сотня лет. Как позже объяснила Мариам, камни эти были обнаружены во время раскопок, датируются началом IV века.

— Много сооружений приписывается княжескому роду Гнтуни, но особо выделяется их церковная архитектура, — продолжает свой рассказ Мариам. - Базилики, построенные ими, восходят к раннехристианскому периоду, то есть к IV веку. Помимо Касахской, есть еще одна — в бывшем поселении Зовуни, где теперь наше водохранилище - это церковь Святого Петра и Павла. Около трех-четырех месяцев в году она остается под водой и вновь появляется, как только вода отходит. Примечательно, что как сильно не поднялся бы уровень воды, крест церкви она никогда не накрывает - он всегда остается над водой.

© Sputnik / Aram Nersesyan

Внешний вид базилики в целом нетипичен для армянских церквей, но в архитектуре Гнтуни он очень распространен. Касахская называется также Сурб Хач (Святой Крест), причем неслучайно. Как рассказывает Мариам, в основании церкви зарыта щепка из Креста Господня.

Мы подходим к главному входу храма. Над ним высечен красивый барельеф.

— Это княжеский герб Гнтуни - два оленя, готовые к прыжку; в середине - равнокрылый крест, изображена также виноградная лоза и верба, символизирующая "Кенац цар" (Древо жизни - ред.), — говорит наш гид.

© Sputnik / Aram Nersesyan

Раскопки проводили здесь видные археологи, среди которых Торос Тораманян. Впервые изучив церковь и ее территорию с группой археологов в 1900-х, он пришел к выводу, что построена она на основе языческого храма. Позже эту версию подтвердил его ученик Александр Сагинян.

— Во время раскопок была найдена золотая тетрадрахма селевкидского царя Антиоха VII, который правил с 192 по 129 годы до нашей эры. Это свидетельствует о том, что Апаран - очень древнее поселение, раз в те годы здесь был воздвигнут языческий храм.

Примечательно, что в IV веке базилика была не единичным строением - здесь располагался монастырский комплекс, центром которого был Сурб Хач. Именно духовная семинария Апаранской базилики стала прототипом известной Семинарии магистра в Санаине. Она, к сожалению, не сохранилась. Монастырский комплекс состоял из двух однонефных базилик, семинарии и центральной трехнефной базилики.

Как на колонне храма возникло изображение Богоматери?

Касахская базилика - одна из первых христианских церквей в Армении.

— Говорят, когда христианство было провозглашено официальной религией в стране, после Первопрестольного Эчмиадзинского кафедрального собора был построен этот храм, но официального подтверждения тому нет.

Сразу при входе в церковь Сурб Хач чувствуешь ее особенную ауру. Мариам обратила наше внимание на одну из колонн, на котором чуть более темным фоном отчетливо выделялась женская фигура в длинных одеждах. Над головой — нимб.

© Sputnik / Aram Nersesyan

— Это изображение Богоматери, — поясняет гид. До 2005 года его не было. Оно появилось за одну ночь. Священники обнаружили его утром.

Несмотря на то, что история кажется невероятной, других версий появления изображения Богоматери на колонне древнейшего храма нет. Интересно, что апаранцы не всем об этом рассказывают.

Каждое воскресенье верующие Апарана принимают участие в Божественной литургии. Интересно, что церковь Сурб Хач принимала прихожан почти всегда, даже во времена атеистического СССР, хоть тогда она и была превращена в конюшню. Несмотря на то, что официально запрещалось проводить службы, местные жители все же собирались здесь и организовывали даже крестины.

Касахская базилика окончательно была восстановлена усилиями местных жителей в 2000-х годах. Работы проводились под руководством архитектора из Апарана — ныне покойного Айка Ованнисяна. В 2002 она была освящена и официально начала действовать. Многие из найденных во время раскопок камней удалось использовать во время восстановления храма.

© Photo: provided by Mariam Kocharyan

Апаран не относится к местам паломничества туристов. Вы не найдете в путеводителях ссылок на какие-то выдающиеся памятники истории и культуры в этом регионе. Там начисто отсутствует туристическая инфраструктура, нет даже беззвездочных гостиниц. А между тем…

Однажды я решил сбежать от городской суеты и принял предложение дальних родственников погостить у них в Апаране — вряд ли найдется место с более свежим, чистым и прохладным воздухом. К тому же всего километров 60 от Еревана. Дорога очень красивая — мягкие холмы сменяются суровыми горами, плавно переходящими в высокогорное плато. Деревень мало: почва здесь не отличается особым плодородием. Слева — высочайшая вершина Армении, четырехглавый Арагац (высота 4090 м), покрытый вечными снегами. Неожиданно вдоль дороги вырастают странные каменные фигуры — да это же армянские буквы! Действительно, почему бы не установить памятник армянскому алфавиту, который уже не одну тысячу лет верно служит своему народу...

Въезжаем в город и сразу оказываемся на главной площади. Честно говоря, Апаран даже трудно назвать городом — скорее, это поселок городского типа. Вдоль главного проспекта выстроились хрущевки, а дальше — собственные дома с участками. Апаран развивается крайне медленно, во всяком случае, по сравнению с Ереваном. Вот один западный армянин открыл здесь ковровое производство — сбывает задорого чудесные ковры местных рукодельниц на западных рынках, выдавая им мизерную зарплату. Или вот открылась швейная фабрика… Увы, вообще-то уже закрылась…

Гуляя по Апарану, я долго не мог понять, что в этом городе не то. На второй день осенило — здесь нет кафе, развлекательных центров, дискотек, гостиниц и т.д. Единственным развлечением является телевизор — на крыше каждого второго дома красуется спутниковая антенна. И не потому, что жители состоятельны. У них, например, может не быть холодильника, но спутниковая тарелка есть! Такие вот приоритеты. Кстати, интересная деталь — многие смотрят преимущественно иностранные каналы, причем без разбора. После того как один апаранец рассказал мне содержание виденного им фильма, я понял: он воспринимает чисто зрительную информацию! Хотя и фильмы на русском, которого многие не знают, здесь смотрят почти как иностранные. Впрочем, литературный армянский, царящий на нашем телевидении, тоже труден для большинства деревенских жителей, говорящих на одном из наречий армянского (кстати, он насчитывает более шестидесяти диалектов). Потому и нет для них никакой разницы — армянский канал смотреть или зарубежный — все равно непонятно!

А кафе нет по очень забавной причине. Город маленький, все друг друга знают. Придет кто-нибудь в кафе, а в этот день кошелек у него пуст, — ну как не угоститься у старого знакомого, который, может, к тому же и род-ственник! Широта души — не самое лучшее условие для бизнеса — товарооборот еще можно обеспечить, но прибыль…

Народ в Апаране чрезвычайно гостеприимный, люди душевные, честные и прямолинейные. Узнав, что я буду писать статью, лезли из кожи вон, чтобы показать все местные достопримечательности. С их легкой подачи иду смотреть главную из них — церковь Сурб Хач. Говорят о ней как о чем-то само собой разумеющемся, без особого пиетета: «А вот пройдитесь в том направлении, там и будет наша церковь». Пытаешься себе представить — ну какая она будет, церковь в Апаране? Ну максимум там XIII век… Проследовал я в том направлении… и глазам не поверил: это же раннехристианская базилика! Скромно притулилась среди домов, маленькая с виду, отреставрированная, с новенькой кровлей. Оказалось — IV век! Таких базилик в Армении — по пальцам сосчитать. Внешняя скромность переходит во внутреннее величие с размахом, превышающим человеческое понимание, — гармоничные переливы арок, мощные опорные колонны.

Церковь была построена по повелению княжеского дома Гндуни на месте святилища, посвященного богине Астхик (по другим источникам — Анаит), неподалеку от 40 ключей, питающих сегодня водой не только эту местность, но и весь северо-запад Еревана. Со временем кровля и несколько колонн обрушились. Но в 2001 году нашлись благодетели и церковь была восстановлена и отреставрирована.

Местные жители благоговейно рассказали мне о таинственном явлении: после реставрации на стенах церкви проступили лики Девы Марии и ангела. Естественно, я не отнесся к этому серьезно — мало ли что может привидеться в религиозной экзальтации. Однако ангела я разглядел сразу — очертания ангелочка, очень трогательного, будто нарисованного ребенком, виделись над алтарем. Образ же Марии, выступивший на колонне, произвел на меня неизгладимое впечатление суровым и в то же время мягким взглядом, тонкими чертами лица, явственно различавшимися на новой облицовке, — словно кто-то мокрой кистью водил по камню...

Другая живо тронувшая душу достопримечательность — Родник любви, из которого в три струи бьет холоднющая вода (аж скулы сводит). Говорят, если выпить из него стакан воды и загадать желание, оно непременно сбудется. Сделать это не так уж просто — вода настолько холодна, что пить приходится маленькими глоточками. А если попытаться умыться — руки стынут... Это любимое место отдыха апаранцев. Говорят, что этот родник на окраине города, в ущелье реки Касах, был построен в 70-х годах неким парнем в честь девушки, которой он добивался 15 лет. Они поженились и сейчас уже нянчат внуков. Мало-помалу в благоустройстве родника приняла (и до сих пор принимает) участие вся влюбленная молодежь. Кто деревце посадит, кто — кустик.

Неутоленная жажда к познаниям вывела меня за пределы Апарана. Оказалось, и в его окрестностях есть несколько замечательных памятников ранней архитектуры. После долгих поисков я нашел водителя, который согласился отвезти меня в Вери ванк («вери» — «верхний», «ванк» — «храм») — так называется церковь на склоне одной из окаймляющих долину гор. Накануне ни один таксист не соглашался туда ехать ни за какие деньги. Где-то на середине пути, у деревни с чудным названием Лусагюх (Деревня Света), началось такое бездорожье, что несговорчивость таксистов стала понятна — эту дорогу способен одолеть только старый добрый «виллис», на котором мы, впрочем, и ехали. (Удовольствие это обошлось в 5000 драмов — столько же, сколько такси из Еревана.)

Малюсенькая церковь приютилась прямо в центре голого склона горы, одна-одинешенька: ни пристроек, ни строений — ничего. Только древний хачкар у входа и относительно свежая изгородь. С виду чем-то напоминает аштаракскую церковь Кармравор. Как выяснилось впоследствии, VII век. Многочисленные расспросы так и не позволили выяснить подлинное название Вери ванка. Потом, порывшись в городской библиотеке, я узнал, что церквушка эта носит необычайно странное название Тух Манук («Смуглый малыш»).

Дальнейший путь по дну отступившего Апаранского водохранилища привел нас к одному из самых замечательных храмов этого района — церкви Погос-Петрос. Правда, вначале это было языческое святилище, и только в IV веке его переделали в однонефную базилику. Большую часть года она наполовину погружена в воды водохранилища, что придает ей весьма таинственный вид. Нам повезло, вода отступила, и стены полностью обнажились.

Чуть выше на холме расположилась маленькая часовня IV века, а рядом с ней — могила неизвестного героя знаменитой Аварайрской битвы 451 года. В нескольких метрах от могилы находится, пожалуй, один из самых ранних из сохранившихся хачкаров: два соединенных друг с другом креста грубовато высечены на куске черного камня. Все эти постройки и развалины на фоне безжизненного, выжженного солнцем пейзажа выглядят мистически.

Последней в моем маршруте стала церковь Аствацнкал («Место познания Господа») — большой, активно реставрируемый монастырский комплекс V — XIII веков. Развороченные древние могилы поблизости (в некоторых виднелись даже черепа) удручали настолько, что я спросил сторожа о причинах вандализма. Он объяснил, что здесь «потрудились» искатели могильных богатств, потому что погребения принадлежат средневековым князьям. Сторож рассказал и интересный случай из собственной жизни. Как-то, обнаружив выкопанные кости, он собрал их и положил в отдельном месте. Ночью ему приснился их величественный владелец и попросил закопать кости обратно. Ни свет ни заря сторож проснулся и поспешил выполнить просьбу — нельзя тревожить души усопших...

Пора возвращаться. За это короткое время Апаран приоткрыл лишь некоторые свои тайны, поэтому я наверняка еще вернусь сюда, чтобы получше узнать эту землю с богатым прошлым, сложным настоящим и, без сомнения, многообещающим будущим.

Особенности регионального юмора
Каждый народ приписывает жителям различных областей своей страны какие-то свойства. Армянский народ решил наделить апаранцев глупостью. Совершенно, кстати сказать, несправедливо! За 5 дней общения я так и не встретился с явными проявлениями упомянутой особенности. Более того, в центре Апарана установлен памятник одному из самых умных армян, чемпиону мира по шахматам Тиграну Петросяну, родители которого — уроженцы здешних мест. Однако миф существует — глупых людей хватает всегда и везде. Главное, что сами апаранцы с юмором относятся к анекдотам о себе и с удовольствием их рассказывают.

Один апаранец бросает с крыши дома кирпичи, а второй стоит внизу, ловит их и складывает на землю. Спрашивают:
— Что это вы делаете?
А они отвечают:
— В тетрис играем!

Апаранец заходит в аптеку и говорит:
— Сестренка, дай мне лекарство на свой вкус.

Апаранец идет к врачу и жалуется ему:
— Доктор, что это такое, до чего ни дотронусь — все болит?
Тот прикасается к его голове, спине, ноге, поочередно спрашивая: «Болит?» Услышав тройное «нет», эскулап бросает в сердцах:
— Послушай, сумасшедший, у тебя же палец сломан!

Двое апаранцев играли в шахматы… Король получил инфаркт!

Апаранцу говорят:
— Знаешь, цены на бензин очень выросли!
Он отвечает:
— Плевать, я все равно всегда на 1000 драмов покупаю!

Апаранцу предлагают выйти на поединок с Майком Тайсоном. За каждый выстоянный раунд он должен получить $1000, а в конце поединка — $100000! Перед последним раундом тренер подбадривает его:
— Давай-давай, ты сможешь это выдержать, я знаю, ты сможешь!
Апаранец ему отвечает:
— Боюсь, что уже больше не выдержу и все-таки набью ему морду!

Апаранцу в палец попала заноза. Он ее вытаскивает, видит, что пошла кровь, и тут же возвращает на место.

Апаранец идет в церковь и начинает задувать все свечи. Его спрашивают:
— Что это ты делаешь?
— Сегодня у меня день рождения.

Апаранец приходит к священнику и говорит:
— Святой отец, вот уже десять лет мы не можем иметь детей, посоветуйте нам что-нибудь.
Священник отвечает:
— Тебе надо поехать в Иерусалим и поставить там свечку, увидишь, все будет хорошо!
Апаранец так и делает. Проходят годы, священник решает заглянуть к нему и выяснить, помог ли его совет. Стучится в дверь, ему открывают, и он видит целую ораву ребятишек. Священник удивленно спрашивает:
— А папа дома?
Дети хором отвечают:
— Нет, он уехал в Иерусалим свечку задуть!»

Журнaл «Ереван», N3, 2007