Кто написал песню я в весеннем лесу. Несчастливая судьба песни “Я в весеннем лесу”

Многие считают песню «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок» народной, по крайней мере, творением анонима, однако она имеет вполне конкретного автора и появилась на свет относительно недавно.

Песня «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок». Автор

Российский советский сценарист и поэт Евгений Данилович Агранович (1918-2010)

Автор песни «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок» - российский советский сценарист и поэт Евгений Данилович Агранович (1918-2010) - родился 13 октября 1918 года в Орле. С началом Великой Отечественной ушёл добровольцем на фронт, после войны окончил Литературный институт им. А. М. Горького (1948), работал журналистом в газете ОСОАВИАХИМа, на Киностудии им. М. Горького и сценаристом в «Союзмультфильме». Песни на собственные стихи начал сочинять с 1938 года, впоследствии создав такие известные песни, как «Последний рыцарь на Арбате», «Песня парашютистов» (из кинофильма «Прыжок на заре»), «Скользит тропа среди камней», «Одесса-мама» (в соавторстве с Б. Смоленским), «Солдат из Алабамы» и самую знаменитую - «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок». Песня была написана в 1954 году для кинофильма «Ночной патруль» (не вошла в фильм). Позже она прозвучала в кинофильме «Ошибка резидента» (1968) режиссёра Вениамина Дормана в исполнении Михаила Ножкина.

Песня «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок». Текст




И носило меня, как осенний листок.
Я менял города, я менял имена.
Надышался я пылью заморских дорог,
Где не пахли цветы, не блестела луна.

И окурки я за борт бросал в океан,
Проклиная красу островов и морей,
И бразильских лесов малярийный туман,
Темноту кабаков и тоску лагерей.

Зачеркнуть бы всю жизнь и сначала начать,
Полететь бы опять к певунье своей…
Да узнает ли старая Родина-мать
Одного из пропащих своих сыновей?

Я в весеннем лесу пил берёзовый сок,
С ненаглядной певуньей в стогу ночевал…
Что имел - потерял, что любил - не сберег.
Был я смел и удачлив, но счастья не знал.
1956

Песня «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок». Слушать онлайн

Кадры из фильма «Ошибка резидента» (1968). Песня «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок». Исполняет Михаил Ножкин

Друзья, продолжаем разговор о песнях, прозвучавших в . Сегодня мы поговорим о песне советских времён . Ещё её называют .

Я в весеннем лесу… Фото: Irina Pestova

Напомню вам это произведение.

Слушайте песню А. Малинина “Я в весеннем лесу”

В своё время песня была очень популярна. Сейчас, конечно, её поют реже. Среди известных исполнителей песни Михаил Ножкин, Аркадий Северный, Михаил Шуфутинский, Слава Медяник, Александр Орехов, Евгений Дятлов, Ренат Ибрагимов, Александр Малинин, Олег Скрипка, Александр Маршал, группа “Лесоповал”.

“Я в весеннем лесу” поётся от лица человека, вынужденного покинуть родину и не решающегося вернуться назад. Многим современным людям сложно понять “фишку” этой песни. Поэтому предлагаю вспомнить историю нашей страны.

В Советском союзе существовало понятие “советские перемещённые лица” , то есть советские граждане, оказавшиеся во время Великой Отечественной войны (1941-1945) за пределами СССР. В основном это были люди, угнанные фашистами на принудительные работы в Европу. Сюда же входили военнопленные и пособники немцев, целыми семьями отступавшие с ними с территории СССР.

В 1944-1952 годах происходила репатриация, то есть возвращение перемещённых лиц на родину. По идее, гражданским лицам и военнопленным должны были восстановить гражданство без каких-либо преследований. Но на практике многие попадали в лагеря, штрафбаты, испытывали различные ущемления прав и свобод в гражданской жизни. Поэтому не для каждого перемещённого советского гражданина возвращение на родину было простым и приятным делом. Именно эти печальные моменты нашей истории отражены в песне “Я в весеннем лесу”.

Но история мало учит людей. В 21 веке войны на планете разгораются с новой силой. И теперь “Я в весеннем лесу” могут петь беженцы из разных стран в качестве своеобразного гимна.

Александр Малинин — один из исполнителей песни “Я в весеннем лесу”. Фото из личного архива А. Малинина

Всё же вернёмся к истории песни. Вполне закономерно можно было бы предположить, что “Я в весеннем лесу” написал кто-то из перемещённых лиц, сполна хлебнувший ужасов войны и по каким-либо причинам не решающийся вернуться в Союз. Но дело обстоит иначе.

Официальная премьера песни “Я в весеннем лесу”

Впервые песня официально прозвучала в 1968 году в советском психологическом детективе “Ошибка резидента” , в его второй части “Возвращение Бекаса”. На всякий случай напомню, что это первый из четырёх фильмов о разведчике Михаиле Тульеве. Думаю, многие смотрели этот шпионский советский мини-сериал. Если ещё не видели, посмотрите обязательно.

Песню “Я в весеннем лесу” поёт Бекас — беглый вор-рецидивист Матвеев, он же офицер контрразведки КГБ СССР Павел Синицын. Исполняет роль Бекаса известный актёр, композитор и поэт Михаил Ножкин (1937). Он прогуливается с гитарой и поёт у дома Станислава Курнакова — резидента западной разведки в СССР графа Михаила Александровича Тульева, работающего у нас под псевдонимом “Надежда”. Роль резидента играет не менее известный советский и российский актёр Георгий Жжёнов (1915-2005). Вот эта сцена из фильма.

Михаил Ножкин — “Я в весеннем лесу пил берёзовый сок”

Песня в исполнении Михаила Ножкина сразу полюбилась зрителям. Простая в исполнении, душевная, трагическая и в духе времени она звучала повсюду. Её пели люди, пережившие войну и фашистский плен, а также продвинутая молодёжь, которая, возможно, уже не понимала первоначального смысла песни. Впрочем, эмигрантская тема в России стабильно актуальна и популярна. Меняются лишь нюансы.

После выхода фильма “Ошибка резидента” на экран авторство песни “Я в весеннем лесу” быстро приписали Михаилу Ножкину. Тем более и в титрах это было указано. Многие до сих пор считают М. Ножкина автором или соавтором песни. Но это заблуждение. Песню “одного из пропащих сыновей Родины-матери” написал совсем другой человек. И почти за 15 лет до того, как она стала известна широкому кругу слушателей. Кто же это?

Настоящий автор песни “Я в весеннем лесу”

Настоящим автором текста и музыки песни “Я в весеннем лесу” был Евгений Данилович Агранович (1918-2010) — советский и российский кинодраматург, сценарист, писатель, поэт, бард и художник, младший брат советского кинорежиссёра и сценариста Леонида Даниловича Аграновича (1915-2011).

Он не был перемещённым лицом, не видел “бразильских болот малярийный туман”, “и вино кабаков, и тоску лагерей” он не познал. Но много общался с подобными людьми на фронте, когда служил в войсках К.К. Рокоссовского. Тогда же у Аграновича возникла мысль написать “песню перемещённых лиц”. Но воплотил он свою идею гораздо позже. Дело было так.

В 1954 году на киностудии имени М. Горького снимали шпионский детектив “Ночной патруль” (1957) с Марком Бернесом в главной роли. И нужно было написать песню для главного героя. Евгений Агранович предложил свой вариант — песню “Я в весеннем лесу пил берёзовый сок”. К тому времени Агранович 12 лет сотрудничал с киностудией и писал русские тексты песен всех дублируемых там фильмов. Поэт рассчитывал, что его песня прозвучит в картине. Тем более сам Марк Бернес высоко оценил творчество Евгения Аграновича и очень хотел исполнить песню в кадре. Однако руководство киностудии песню “завернуло”.

Сработал принцип “каждый сверчок знай свой шесток”. Агранович был на киностудии всего лишь переводчиком. Конечно, он не мог самостоятельно написать ничего стоящего — так рассудили местные боссы. Поэтому “Песню о Родине” для Марка Бернеса написали известный композитор Андрей Эшпай (1925) и популярный в то время поэт-песенник Лев Ошанин (1912-1996). Сейчас главную песню фильма “Ночной патруль” вряд ли кто-то вспомнит, да и после выхода картины на широкий экран песня не произвела на зрителей особого впечатления.

Песня-скиталец

После отказа руководства киностудии песня осталась у Е. Агнановича и повторила судьбу “пропащего сына Родины” — почти 15 лет она “гуляла” по магнитофонным записям и в среде киношников. Если бы не один случай, мы бы и не узнали о песне “Я в весеннем лесу”.

В начале 60-х годов режиссёр Вениамин Дорман снимал музыкальную комедию “Приезжайте на Байкал” (1965). Во время съёмок пошёл дождь и съемочная группа спряталась в бане. От скуки стали петь под гитару. И когда одна из актрис спела “Я в весеннем лесу”, Дорман вскрикнул: “Где взяла слова? Кто автор? Это же песня для моего следующего фильма!”. К счастью, автор песни — Евгений Агранович — был в составе съёмочной группы. Так песня, не подошедшая для одного шпионского детектива, прозвучала почти через 15 лет в другом.

С ненаглядной певуньей в стогу ночевал… Фото: Grigol Makharadze

После премьеры фильма “Ошибки резидента”, песню о судьбе “одного из пропавших сыновей Родины-матери” пел весь Советский Союз. И на утро Евгений Агранович… не проснулся знаменитым. Более того, вся слава и народная любовь достались Михаилу Ножкину, исполнившему “Я в весеннем лесу” кадре. Почти как в песни: “Был я смел и удачлив, а счастья не знал”.

Что же за судьба-злодейка преследовала песню Е. Аграновича?

Преднамеренные ошибки резидентов

В фильме “Ошибка резидента” Михаил Ножкин исполняет две песни: “А на кладбище всё спокойненько” и . Первую песню написал Ножкин (хотя многие посчитали, что это песня Владимира Высоцкого), а вторую — Агранович.

Чтобы не писать лишний текст в титрах или ещё по каким-либо причинам, руководство картины распорядилось указать авторство обеих песен одной строкой: “Песни Е. Аграновича и М. Ножкина”. Понимай как хочешь: то ли обе песни написаны совместно Аграновичем и Ножкиным, то ли какая-то песня написана в соавторстве, то ли у каждой песни свой автор.

Не знаю, читали ли зрители фильма титры, но в любом случае это им не помогло бы. Поэтому обе песни приписали исполнителю, то есть Михаилу Ножкину.

На этом можно было бы поругать советских бюрократов и поставить точку в рассказе о несчастливой судьбе песни “Я в весеннем лесу”. Но истинным авторством песни не особо интересовался даже Михаил Ножкин. Вернее, он его умалчивал.

Выступая на встречах со зрителями, М. Ножкин часто пел “Я в весеннем лесу”. Но о настоящем авторе песни не говорил, хотя и себе её не приписывал. По крайней мере так утверждал Е. Агранович.

Берёзовый сок — вкус детства. Фото: Misha Kolesnikov

Евгений Агранович пытался восстановить справедливость. В 1972 году он издал сборник своих стихов под названием “Я в весеннем лесу”, а перед текстом песни написал: “Слова и мелодия Е. Аграновича”. На встречах со зрителями пояснял, что песню написал он один — и музыку, и стихи.

А вот с Михаилом Ножкиным Агранович отношений выяснять не стал. Возможно, Ножкину “на верху” запретили упоминать имя настоящего автора, так как Агранович был евреем и, конечно, по царящим в ту пору умонастроениям, не мог написать полюбившуюся всем “русскую” песню.

Судя по интервью, Евгений Агранович до конца своих дней сохранил обиду на киностудию имени М. Горького, Михаила Ножкина и несправедливую судьбу.

Сегодня я хочу отдать дань памяти талантливому человеку Евгению Аграновичу. Пусть все, кто любит и поёт песню “Я в весеннем лесу”, вспомнят об Евгении Даниловиче. Обычно мы мало интересуемся авторами песен. А ведь они вкладывают душу в написание стихов и музыки, но любовь слушателей почти всегда достаётся исполнителям.

Подобные слова, наверное, больше подходят к авторам советских песен. Сейчас подавляющее большинство музыкальных произведений не имеет художественной ценности, а часто — какого-либо смысла. Порой складывается впечатление, что авторы во время работы над песней призывают не Музу, а используют психоактивные вещества. Впрочем, это тема отдельного разговора.

Друзья, на этом я завершу свой рассказ о печальной судьбе песни Е. Аграновича “Я в весеннем лесу”. Нравится ли вам эта песня? Её пели многие популярные исполнители. В чьём исполнении, по вашему мнению, она звучит лучше всего? Поделитесь своим мнением в комментариях.

На ваш взгляд, может ли «Я в весеннем лесу» возродиться в качестве современного гимна беженцев? Или сейчас востребованы более брутальные песни?

Интересно? Расскажите друзьям!

В своё время песня была очень популярна. Сейчас, конечно, её поют реже. Среди известных исполнителей песни Михаил Ножкин, Аркадий Северный, Михаил Шуфутинский, Слава Медяник, Александр Орехов, Евгений Дятлов, Ренат Ибрагимов, Александр Малинин, Олег Скрипка, Александр Маршал, группа “Лесоповал”.

“Я в весеннем лесу” поётся от лица человека, вынужденного покинуть родину и не решающегося вернуться назад. Многим современным людям сложно понять “фишку” этой песни. Поэтому предлагаю вспомнить историю нашей страны.

В Советском союзе существовало понятие “советские перемещённые лица”, то есть советские граждане, оказавшиеся во время Великой Отечественной войны (1941-1945) за пределами СССР. В основном это были люди, угнанные фашистами на принудительные работы в Европу. Сюда же входили военнопленные и пособники немцев, целыми семьями отступавшие с ними с территории СССР.

В 1944-1952 годах происходила репатриация, то есть возвращение перемещённых лиц на родину. По идее, гражданским лицам и военнопленным должны были восстановить гражданство без каких-либо преследований. Но на практике многие попадали в лагеря, штрафбаты, испытывали различные ущемления прав и свобод в гражданской жизни. Поэтому не для каждого перемещённого советского гражданина возвращение на родину было простым и приятным делом. Именно эти печальные моменты нашей истории отражены в песне “Я в весеннем лесу”.

Но история мало учит людей. В 21 веке войны на планете разгораются с новой силой. И теперь “Я в весеннем лесу” могут петь беженцы из разных стран в качестве своеобразного гимна.

Всё же вернёмся к истории песни. Вполне закономерно можно было бы предположить, что “Я в весеннем лесу” написал кто-то из перемещённых лиц, сполна хлебнувший ужасов войны и по каким-либо причинам не решающийся вернуться в Союз. Но дело обстоит иначе.

Официальная премьера песни “Я в весеннем лесу”

Впервые песня официально прозвучала в 1968 году в советском психологическом детективе “Ошибка резидента”, в его второй части “Возвращение Бекаса”. На всякий случай напомню, что это первый из четырёх фильмов о разведчике Михаиле Тульеве. Думаю, многие смотрели этот шпионский советский мини-сериал. Если ещё не видели, посмотрите обязательно.

Песню “Я в весеннем лесу” поёт Бекас — беглый вор-рецидивист Матвеев, он же офицер контрразведки КГБ СССР Павел Синицын. Исполняет роль Бекаса известный актёр, композитор и поэт Михаил Ножкин (1937). Он прогуливается с гитарой и поёт у дома Станислава Курнакова — резидента западной разведки в СССР графа Михаила Александровича Тульева, работающего у нас под псевдонимом “Надежда”. Роль резидента играет не менее известный советский и российский актёр Георгий Жжёнов (1915-2005). Вот эта сцена из фильма.


Михаил Ножкин — “Я в весеннем лесу пил берёзовый сок”

Песня в исполнении Михаила Ножкина сразу полюбилась зрителям. Простая в исполнении, душевная, трагическая и в духе времени она звучала повсюду. Её пели люди, пережившие войну и фашистский плен, а также продвинутая молодёжь, которая, возможно, уже не понимала первоначального смысла песни. Впрочем, эмигрантская тема в России стабильно актуальна и популярна. Меняются лишь нюансы.

После выхода фильма “Ошибка резидента” на экран авторство песни “Я в весеннем лесу” быстро приписали Михаилу Ножкину. Тем более и в титрах это было указано. Многие до сих пор считают М. Ножкина автором или соавтором песни. Но это заблуждение. Песню “одного из пропащих сыновей Родины-матери” написал совсем другой человек. И почти за 15 лет до того, как она стала известна широкому кругу слушателей. Кто же это?

Настоящий автор песни “Я в весеннем лесу”

Настоящим автором текста и музыки песни “Я в весеннем лесу” был Евгений Данилович Агранович (1918-2010) — советский и российский кинодраматург, сценарист, писатель, поэт, бард и художник, младший брат советского кинорежиссёра и сценариста Леонида Даниловича Аграновича (1915-2011).

Он не был перемещённым лицом, не видел “бразильских болот малярийный туман”, “и вино кабаков, и тоску лагерей” он не познал. Но много общался с подобными людьми на фронте, когда служил в войсках К.К. Рокоссовского. Тогда же у Аграновича возникла мысль написать “песню перемещённых лиц”. Но воплотил он свою идею гораздо позже. Дело было так.

В 1954 году на киностудии имени М. Горького снимали шпионский детектив “Ночной патруль” (1957) с Марком Бернесом в главной роли. И нужно было написать песню для главного героя. Евгений Агранович предложил свой вариант — песню “Я в весеннем лесу пил берёзовый сок”. К тому времени Агранович 12 лет сотрудничал с киностудией и писал русские тексты песен всех дублируемых там фильмов. Поэт рассчитывал, что его песня прозвучит в картине. Тем более сам Марк Бернес высоко оценил творчество Евгения Аграновича и очень хотел исполнить песню в кадре. Однако руководство киностудии песню “завернуло”.

Сработал принцип “каждый сверчок знай свой шесток”. Агранович был на киностудии всего лишь переводчиком. Конечно, он не мог самостоятельно написать ничего стоящего — так рассудили местные боссы. Поэтому “Песню о Родине” для Марка Бернеса написали известный композитор Андрей Эшпай (1925) и популярный в то время поэт-песенник Лев Ошанин (1912-1996). Сейчас главную песню фильма “Ночной патруль” вряд ли кто-то вспомнит, да и после выхода картины на широкий экран песня не произвела на зрителей особого впечатления.


Песня-скиталец

После отказа руководства киностудии песня осталась у Е. Агнановича и повторила судьбу “пропащего сына Родины” — почти 15 лет она “гуляла” по магнитофонным записям и в среде киношников. Если бы не один случай, мы бы и не узнали о песне “Я в весеннем лесу”.

В начале 60-х годов режиссёр Вениамин Дорман снимал музыкальную комедию “Приезжайте на Байкал” (1965). Во время съёмок пошёл дождь и съемочная группа спряталась в бане. От скуки стали петь под гитару. И когда одна из актрис спела “Я в весеннем лесу”, Дорман вскрикнул: “Где взяла слова? Кто автор? Это же песня для моего следующего фильма!”. К счастью, автор песни — Евгений Агранович — был в составе съёмочной группы. Так песня, не подошедшая для одного шпионского детектива, прозвучала почти через 15 лет в другом.


После премьеры фильма “Ошибки резидента”, песню о судьбе “одного из пропавших сыновей Родины-матери” пел весь Советский Союз. И на утро Евгений Агранович… не проснулся знаменитым. Более того, вся слава и народная любовь достались Михаилу Ножкину, исполнившему “Я в весеннем лесу” кадре. Почти как в песни: “Был я смел и удачлив, а счастья не знал”.

Что же за судьба-злодейка преследовала песню Е. Аграновича?

Преднамеренные ошибки резидентов

В фильме “Ошибка резидента” Михаил Ножкин исполняет две песни: “А на кладбище всё спокойненько” и “Я в весеннем лесу пил берёзовый сок”. Первую песню написал Ножкин (хотя многие посчитали, что это песня Владимира Высоцкого), а вторую — Агранович.

Чтобы не писать лишний текст в титрах или ещё по каким-либо причинам, руководство картины распорядилось указать авторство обеих песен одной строкой: “Песни Е. Аграновича и М. Ножкина”. Понимай как хочешь: то ли обе песни написаны совместно Аграновичем и Ножкиным, то ли какая-то песня написана в соавторстве, то ли у каждой песни свой автор.

Не знаю, читали ли зрители фильма титры, но в любом случае это им не помогло бы. Поэтому обе песни приписали исполнителю, то есть Михаилу Ножкину.

На этом можно было бы поругать советских бюрократов и поставить точку в рассказе о несчастливой судьбе песни “Я в весеннем лесу”. Но истинным авторством песни не особо интересовался даже Михаил Ножкин. Вернее, он его умалчивал.

Выступая на встречах со зрителями, М. Ножкин часто пел “Я в весеннем лесу”. Но о настоящем авторе песни не говорил, хотя и себе её не приписывал. По крайней мере так утверждал Е. Агранович.

Берёзовый сок — вкус детства.


Евгений Агранович пытался восстановить справедливость. В 1972 году он издал сборник своих стихов под названием “Я в весеннем лесу”, а перед текстом песни написал: “Слова и мелодия Е. Аграновича”. На встречах со зрителями пояснял, что песню написал он один — и музыку, и стихи.

А вот с Михаилом Ножкиным Агранович отношений выяснять не стал. Возможно, Ножкину “на верху” запретили упоминать имя настоящего автора, так как Агранович был евреем и, конечно, по царящим в ту пору умонастроениям, не мог написать полюбившуюся всем “русскую” песню.

Судя по интервью, Евгений Агранович до конца своих дней сохранил обиду на киностудию имени М. Горького, Михаила Ножкина и несправедливую судьбу.

Сегодня я хочу отдать дань памяти талантливому человеку Евгению Аграновичу. Пусть все, кто любит и поёт песню “Я в весеннем лесу”, вспомнят об Евгении Даниловиче. Обычно мы мало интересуемся авторами песен. А ведь они вкладывают душу в написание стихов и музыки, но любовь слушателей почти всегда достаётся исполнителям.

Подобные слова, наверное, больше подходят к авторам советских песен. Сейчас подавляющее большинство музыкальных произведений не имеет художественной ценности, а часто — какого-либо смысла. Порой складывается впечатление, что авторы во время работы над песней призывают не Музу, а используют психоактивные вещества. Впрочем, это тема отдельного разговора.

Друзья, на этом я завершу свой рассказ о печальной судьбе песни Е. Аграновича “Я в весеннем лесу”. Нравится ли вам эта песня? Её пели многие популярные исполнители. В чьём исполнении, по вашему мнению, она звучит лучше всего? Поделитесь своим мнением в комментариях.

На ваш взгляд, может ли «Я в весеннем лесу» возродиться в качестве современного гимна беженцев? Или сейчас востребованы более брутальные песни?

История песни “Я в весеннем лесу” В своё время песня была очень популярна. Сейчас, конечно, её поют реже. Среди известных исполнителей песни Михаил Ножкин, Аркадий Северный, Михаил Шуфутинский, Слава Медяник, Александр Орехов, Евгений Дятлов, Ренат Ибрагимов, Александр Малинин, Олег Скрипка, Александр Маршал, группа “Лесоповал”. “Я в весеннем лесу” поётся от лица человека, вынужденного покинуть родину и не решающегося вернуться назад. Многим современным людям сложно понять “фишку” этой песни. Впервые песня официально прозвучала в 1968 году в советском психологическом детективе “Ошибка резидента”, в его второй части “Возвращение Бекаса”. Песню “Я в весеннем лесу” поёт Бекас - беглый вор-рецидивист Матвеев, он же офицер контрразведки КГБ СССР Павел Синицын. Исполняет роль Бекаса известный актёр, композитор и поэт Михаил Ножкин (1937). Он прогуливается с гитарой и поёт у дома Станислава Курнакова - резидента западной разведки в СССР графа Михаила Александровича Тульева, работающего у нас под псевдонимом “Надежда”. Роль резидента играет не менее известный советский и российский актёр Георгий Жжёнов (1915-2005). Песня в исполнении Михаила Ножкина сразу полюбилась зрителям. Простая в исполнении, душевная, трагическая и в духе времени она звучала повсюду. Её пели люди, пережившие войну и фашистский плен, а также продвинутая молодёжь, которая, возможно, уже не понимала первоначального смысла песни. Впрочем, эмигрантская тема в России стабильно актуальна и популярна. Меняются лишь нюансы. После выхода фильма “Ошибка резидента” на экран авторство песни “Я в весеннем лесу” быстро приписали Михаилу Ножкину. Тем более и в титрах это было указано. Многие до сих пор считают М. Ножкина автором или соавтором песни. Но это заблуждение. Песню “одного из пропащих сыновей Родины-матери” написал совсем другой человек. И почти за 15 лет до того, как она стала известна широкому кругу слушателей. Настоящим автором текста и музыки песни “Я в весеннем лесу” был Евгений Данилович Агранович (1918-2010) - советский и российский кинодраматург, сценарист, писатель, поэт, бард и художник, младший брат советского кинорежиссёра и сценариста Леонида Даниловича Аграновича (1915-2011). Он не был перемещённым лицом, не видел “бразильских болот малярийный туман”, “и вино кабаков, и тоску лагерей” он не познал. Но много общался с подобными людьми на фронте, когда служил в войсках К.К. Рокоссовского. Тогда же у Аграновича возникла мысль написать “песню перемещённых лиц”. Но воплотил он свою идею гораздо позже. В 1954 году на киностудии имени М. Горького снимали шпионский детектив “Ночной патруль” (1957) с Марком Бернесом в главной роли. И нужно было написать песню для главного героя. Евгений Агранович предложил свой вариант - песню “Я в весеннем лесу пил берёзовый сок”. К тому времени Агранович 12 лет сотрудничал с киностудией и писал русские тексты песен всех дублируемых там фильмов. Поэт рассчитывал, что его песня прозвучит в картине. Тем более сам Марк Бернес высоко оценил творчество Евгения Аграновича и очень хотел исполнить песню в кадре. Однако руководство киностудии песню “завернуло”. После отказа руководства киностудии песня осталась у Е. Агнановича и повторила судьбу “пропащего сына Родины” - почти 15 лет она “гуляла” по магнитофонным записям и в среде киношников. Если бы не один случай, мы бы и не узнали о песне “Я в весеннем лесу”. В начале 60-х годов режиссёр Вениамин Дорман снимал музыкальную комедию “Приезжайте на Байкал” (1965). Во время съёмок пошёл дождь и съемочная группа спряталась в бане. От скуки стали петь под гитару. И когда одна из актрис спела “Я в весеннем лесу”, Дорман вскрикнул: “Где взяла слова? Кто автор? Это же песня для моего следующего фильма!”. К счастью, автор песни - Евгений Агранович - был в составе съёмочной группы. Так песня, не подошедшая для одного шпионского детектива, прозвучала почти через 15 лет в другом. После премьеры фильма “Ошибки резидента”, песню о судьбе “одного из пропавших сыновей Родины-матери” пел весь Советский Союз. И на утро Евгений Агранович… не проснулся знаменитым. Более того, вся слава и народная любовь достались Михаилу Ножкину, исполнившему “Я в весеннем лесу” кадре. Почти как в песни: “Был я смел и удачлив, а счастья не знал”. В фильме “Ошибка резидента” Михаил Ножкин исполняет две песни: “А на кладбище всё спокойненько” и “Я в весеннем лесу пил берёзовый сок”. Первую песню написал Ножкин (хотя многие посчитали, что это песня Владимира Высоцкого), а вторую - Агранович.Чтобы не писать лишний текст в титрах или ещё по каким-либо причинам, руководство картины распорядилось указать авторство обеих песен одной строкой: “Песни Е. Аграновича и М. Ножкина”. Понимай как хочешь: то ли обе песни написаны совместно Аграновичем и Ножкиным, то ли какая-то песня написана в соавторстве, то ли у каждой песни свой автор. Агранович просил указать своё авторство отдельным титром, но от него отмахнулись как от назойливой мухи - на киностудии авторов обеих песен знают, гонорар им выплатили, а зрители всё равно титры читать не будут. Читали ли зрители фильма титры, но в любом случае это им не помогло бы. Поэтому обе песни приписали исполнителю, то есть Михаилу Ножкину. Евгений Агранович пытался восстановить справедливость. В 1972 году он издал сборник своих стихов под названием “Я в весеннем лесу”, а перед текстом песни написал: “Слова и мелодия Е. Аграновича”. На встречах со зрителями пояснял, что песню написал он один - и музыку, и стихи. Сегодня хочется отдать дань памяти талантливому человеку Евгению Аграновичу. Пусть все, кто любит и поёт песню “Я в весеннем лесу”, вспомнят об Евгении Даниловиче. Обычно мы мало интересуемся авторами песен. А ведь они вкладывают душу в написание стихов и музыки, но любовь слушателей почти всегда достаётся исполнителям.

Размер 6 / 8

Я в весеннем ле-

су пил берёзовый сок,

С ненаглядной пе-

вуньей в стогу ноче-

Что имел - поте-

рял, что любил - не сбе-

Был я смел и у-

дачлив, но

счастья не

ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА

Текущая тональность: ре минор

D m

D 7

G m

A 7

Bb

Условные обозначения

Показать


I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный (1 ), средний (2 ), безымянный (3 ), мизинец (4 ).
VI. Барре указательным пальцем.

ПЕСНЯ «Я В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ ПИЛ БЕРЕЗОВЫЙ СОК». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)

Справочник

Четвёрка

Перебор 4/4

Перебор 3/4

Перебор 6/8

Бас + аккорд

Перебор + аккорд

Условные обозначения

Бой + перебор

Шестиструнная гитара. Аккомпанемент и ритмические рисунки

Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?

Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые - боем (расгеадо), песни сдержанного характера - аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.

ПЕСНЯ «Я В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ ПИЛ БЕРЕЗОВЫЙ СОК». ТЕКСТ



И носило меня, как осенний листок.
Я менял города, я менял имена.
Надышался я пылью заморских дорог,
Где не пахли цветы, не блестела луна.

И окурки я за борт бросал в океан,
Проклиная красу островов и морей,
И бразильских лесов малярийный туман,
Темноту кабаков и тоску лагерей.

Зачеркнуть бы всю жизнь и сначала начать,
Полететь бы опять к певунье своей…
Да узнает ли старая Родина-мать
Одного из пропащих своих сыновей?

Я в весеннем лесу пил берёзовый сок,
С ненаглядной певуньей в стогу ночевал…
Что имел - потерял, что любил - не сберег.
Был я смел и удачлив, но счастья не знал.

ПЕСНЯ «Я В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ ПИЛ БЕРЕЗОВЫЙ СОК». АВТОР

Советский поэт Евгений Данилович Агранович (1918-2010)

ЕВГЕНИЙ АГРАНОВИЧ

Российский советский кинодраматург, сценарист, прозаик и поэт Евгений Данилович Агранович (1918-2010) родился 13 октября 1918 года в Орле. В 1930-е годы поэт переехал в Москву, где поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, который, в связи с началом войны, он окончил лишь в 1948-м году. С началом Великой Отечественной Агранович ушёл добровольцем на фронт, где с 1941-го года воевал в составе 10-й армии Западного фронта (сотрудник фронтовой газеты «Бей врага») и 49-й армии 2-го Белорусского фронта (сотрудник дивизионной газеты 385-й стрелковой дивизии «За Сталина»). Войну Евгений Данилович закончил в звании старшего лейтенанта. В послевоенное время Агранович работал журналистом в газете ОСОАВИАХИМа, на Киностудии им. М. Горького и сценаристом в «Союзмультфильме». Творческий путь Евгения Даниловича начался ещё в Орле, где он написал свои первые стихи, однако собственные стихи, положенные на музыку, т.е песни, начинают появляться с 1938-го года. Среди довоенных песен следует назвать такие как «Одесса-мама» (в соавторстве с Б. Смоленским, 1938) и «Солдат из Алабамы» (1939). Во время войны получили широкую известность песни «Пыль» (1941) и «Лина» (1942). В послевоенное время Евгением Аграновичем были созданы многие замечательные песни, самые известные из которых - «Вечный огонь» («От героев былых времён…», музыка Р. М. Хозака, 1970) из кинофильма «Офицеры» режиссёра Владимира Рогового и «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок» из кинофильма «Ошибка резидента» (1968) режиссёра Вениамина Дормана. Писал Евгений Данилович и детские произведения. Среди его работ для детей следует назвать тексты песен для мультфильмов «Петя и Красная Шапочка» (1958), «Мурзилка на спутнике» (1960), «На краю тайны» (1964), «Василёк» (1973), песни для детского фильма «Тайна железной двери» (1970), а также цикл радиопьес для детей «Школа вежливых наук» (1989). Для взрослых любителей мультипликации им были созданы тексты для дублированного мультипликационного фильма «Сотворение мира», поставленного в Чехословакии по рисункам Жана Эффеля (1957). Особое место в творчестве Аграновича занимает художественный перевод, которым поэт занимался на московской киностудии имени М. Горького. Перу Евгения Даниловича принадлежат переводы песен из таких популярных в своё время фильмов 1950-60-х годов, как «Бродяга» (1951) с Радж Капуром, «Возраст любви» (1953) с Лолитой Торрес, «Уличная серенада» (1953), «Жених для Лауры» (1955), «Привидения в замке Шпессарт» (1960), «Мария, Мирабела» (1982) и многих других, всего более 150-ти. К числу работ Аграновича-сценариста принадлежат серии мультфильмов «Отважный Робин Гуд» (1970), «Наш друг Пишичитай» (1978-1980), «Про белую розу, которая умела краснеть» (1982), «Добрый лес» (1983) и многих другие, всего около 30-ти. Евгений Данилович Агранович был награждён медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги» и «За победу над Германией», Орденом Красной Звезды и Орденом Отечественной войны 2-й степени. Скончался поэт в Москве 29 января 2010 года. Похоронен на Востряковском кладбище.

ПЕСНЯ «Я В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ ПИЛ БЕРЕЗОВЫЙ СОК». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Когда мне случается исполнять песню «Я в весеннем лесу пил березовый сок» в дружеской компании, бывает весьма небезынтересно понаблюдать за реакцией слушателей. Те, кому песня знакома, начинают в полголоса подпевать, а те, которые слышат её впервые, раскрывают от удивления глаза (мол, встречается же ещё в нашем попсовом мире такая сногсшибательная лирика!), а потом неизменно следует вопрос: «Кто автор? Есенин?» И приходится разочаровывать, говоря, что Сергей Александрович Есенин не имеет к этой песне никакого отношения, а написана она много лет спутя после его смерти совсем другим человеком - Евгением Даниловичем Аграновичем. Впрочем, обо всём по порядку.

ПЕСНЯ ДЛЯ УГОЛОВНИКА

Советский актёр кино и исполнитель эстрадных песен Марк Наумович Бернес (Нейман) (1911-1969)

Наша история начинается в далёком 1954-м году, когда на киностудии имени М. Горького проходили съёмки кинофильма «Ночной патруль», одну из главных ролей в котором исполнил Марк Бернес - популярный советский актёр и исполнитель песен. По сценарию советскому шансонье предстояло воплотить непростой образ - человека с уголовным прошлым, «менявшего города, менявшего имена» (Павел Васильевич Обручев, вор-рецедивист по кличке «Огонёк», матрос Майкл Рестон), который возвращается на свою родину СССР, «надышавшись пылью заморских дорог». Само собой разумеется, без песни художественная характеристика такого персонажа была бы неполной. И Евгений Агранович решил предложить в качестве таковой «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок», тем более что она не только идеально подходила под сюжет и образ главного героя, но и понравилась Марку Бернесу, который захотел исполнить её в кадре.

Но, как это часто происходит, своё веское слово сказало высокое начальство.

К этому времени на счету Аграновича числилось немало творческих успехов: работа переводчиком в фильмах «Бродяга» (1951) с Радж Капуром и «Возраст любви» (1953) с Лолитой Торрес в главных ролях; однако одно дело - переводчик, другое - профессиональный поэт или композитор. Подобным образом нередко рассуждали чиновники от искусства в Советском Союзе. И песню «забраковали». А кинофильм вышел в свет в 1957-м году с другой песней - «Песней о Родине» композитора Андрея Эшпая на стихи популярного в то время поэта-песенника Льва Ошанина .

К слову сказать, после выхода картины на широкий экран «Песня о Родине» не произвела на зрителей какого-либо впечатления, да и сейчас её вряд ли кто-либо помнит, а вот произведение Аграновича, как говорится, «пошло в народ», став одним из «хитов» дружеских вечеринок и магнитофонных записей. Сам Евгений Данилович не раз вспоминал этот эпизод своей биографии.

В нашем консервативном кинематографе, если вы один раз удачно сыграли бандита, то будете играть бандитов до седых волос, я же монопольно 12 лет делал русский текст песен всех дублируемых картин. Куплеты из «Возраста любви» с Лолитой Торрес, из «Бродяги» с Раджем Капуром - все мои. Вся страна пела. Когда же дирекции сообщили, что переводчик стихов Женька Агранович написал песню, то они очень удивились. Вместо меня одного на эту работу пригласили известного композитора и, пожалуй, лучшего в те годы поэта-песенника. Сочинили. Марк Бернес ее спел. Эта песня забывалась сразу после того, как она прозвучала. А мою песню, которая в фильм не пошла, я привычно пустил по магнитофонам и компаниям.

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СЛУЧАЙ

Советский кинорежиссёр Вениамин Давыдович Дорман (1927-1988)

Трудно сказать, как бы сложилась судьба песни, если бы в дело не вмешался случай.

В начале 1960-х годов режиссёр Вениамин Дорман приступил к работе над музыкальной комедией «Приезжайте на Байкал». Само собой разумеется, натурные съёмки проходили на знаменитом озере. А в один из дней, когда внезапно пошёл проливной дождь, съёмочная группа была вынуждена укрыться в нетопленой бане. Принесли гитару, и одна из актрис запела «Я в весеннем лесу…» Но потом произошло нечто неожиданное. Услышав песню, режиссёр не смог сдержать своего волнения:

И все посмотрели на Аграновича, который оказался в составе съёмочной группы.

ОШИБКА РЕЗИДЕНТА

Следующий фильм Вениамина Дормана назывался «Ошибка резидента», который вышел на экраны в 1968-м году. За ним последовали ещё три части, во второй из которых - «Возвращение Бекаса» - впервые и прозвучала песня «Я в весеннем лесу пил березовый сок». В фильме её спел один из героев - беглый вор-рецидивист Матвеев по кличке «Бекас», он же офицер контрразведки КГБ СССР Павел Синицын, которого сыграл Михаил Ножкин. По сюжету песня адресована другому герою фильма - резиденту западной разведки в СССР Михаилу Тульеву в исполнении известного советского и российского актёра Георгия Жжёнова. И это не случайно. Ведь персонаж Жжёнова не простой шпион, а сын белоэмигрантов, граф, живущий в постоянной тоске по утраченной родине и в надежде наконец обрести её. И песня помогла сделать его образ объёмнее, дать лирическую характеристику внутреннего монолога Тульева, заслуженно получив не только «официальное» признание, но и любовь миллионов зрителей.

ДОКАЖИТЕ, ЧТО ЭТУ ПЕСНЮ НАПИСАЛИ ВЫ!

Сборник туристских песен «Шагай с нами рядом», в котором впервые была опубликована песня Евгения Аграновича «Я в весеннем лесу пил березовый сок» (1972)

Хотя в титрах фильма в качества авторов песенных текстов были указаны и Агранович, и Ножкин, написавший для фильма другую песню - «А на кладбище все спокойненько», а в 1972-м году вышел в свет сборник туристских песен «Шагай с нами рядом», где в качестве автора песни «Я в весеннем лесу...» был указан один Агранович, народная молва упорно приписывала авторство Михаилу Ножкину. Вот что рассказал об этом в одном из интервью сам Евгений Данилович.

Меня пригласили на одну утреннюю телевизионную программу, попросили спеть эту песню. Потом мне аплодировали все, кто присутствовал в студии: и осветители, и звукорежиссеры, и те, кто дожидались своей очереди на съемку. Я этому был, конечно, ужасно рад и стал просить разрешения у ведущей спеть что-нибудь другое. И она мне уже почти разрешает, только говорит: «У нас сейчас будет детективчик». Потом я понял, что она ждала вопроса от слушателей, но вышла техническая неполадка, и связи не было. Я спел еще одну песню. И тут вдруг в эфир прорывается раздраженный женский голос. Какая-то дама говорит, что с детства знает песню «Я в весеннем лесу», и поэтому просит доказать, что эту песню написал я, а не Михаил Ножкин. Совершенно не обращая внимания на раздраженный тон, я объясняю, что песня была написана в 1954 году на киностудии Горького для кинофильма «Ночной патруль», что эту песню должен был исполнять Марк Бернес, которому она нравилась, но дирекция студии по каким-то своим соображениям решила песню в фильм не давать. Но, поскольку песню в кинофильм не взяли и она осталась у меня, я стал петь ее в разных компаниях, люди ее сразу подхватили. Потом песню решено было использовать в фильме «Ошибка резидента». Но вот что получилось: в картине есть две песни: «А на кладбище все спокойненько», сочиненная Ножкиным, и вторая - моя, что я и просил указать отдельным титром. Но в дирекции сказали, что в юридическом отделе студии известно, какая из песен кому принадлежит и что на этот случай есть договоры с авторами. Поэтому в титрах было написано: «Песни Е. Аграновича и М. Ножкина». У людей могло сложиться впечатление, что мы с Ножкиным сели и вдвоем написали обе песни. Но это бы еще ладно - дело в том, что, выступая в концертах, Ножкин ни разу не упомянул, что эта песня принадлежит мне. В 1972 году я издал сборник своих стихов, которые так и назвал «Я в весеннем лесу», а перед этим стихотворением поместил специальный заголовок: «Слова и мелодия Е. Аграновича». Вы же понимаете, если бы я себе приписал его стихи, давно поднялся бы большой скандал.

ТОТ, КТО БЫЛ СМЕЛ И УДАЧЛИВ

Советский актёр Георгий Жжёнов (1915-2005) в роли западного разведчика Михаила Тульева

Как известно, никакого скандала не было, сейчас авторство песни ни у кого не вызывает сомнений, но кое-какие вопросы всё-таки остались.

О ком эта песня? Кто её лирический герой?

Сам Евгений Агранович отвечал на них подобным образом:

Идея такой песни в моей голове и душе носилась еще с фронта. Просто ее воплощение я все откладывал. Неохота было в стол работать. Меня, например, спрашивали: «Вот ты пишешь от первого лица. Неужели ты видел «бразильских болот малярийный туман»? Я «бразильских болот малярийный туман», конечно, не видел. Зато видел людей, которые оттуда возвращались. И разговаривал с ними. Ведь в войсках Рокоссовского, где я служил, никакой СМЕРШ не мог запретить ставить «перемещенных лиц» в строй, чтобы и у них был шанс искупить в боях свою вину.

Казалось бы, всё ясно. Перемещенные лица - лица, «насильственно вывезенные в ходе второй мировой войны гитлеровцами и их пособниками с оккупированных ими территорий для использования на различного рода работах», отказавшиеся или согласившиеся возвращаться в Советский Союз, где многих из них ждали репрессии. Но давайте повнимательнее посмотрим на текст песни. От лица кого она поётся? Человека, который был не только смел, но и УДАЧЛИВ. А УДАЧА как-то плохо ассоциируется с оккупацией, подневольным трудом на вражеской территории и исправительным учреждением.

Как мне представляется, образ здесь намного шире. Лирический герой этой песни, наверное, потерял не свободу, материальные блага или положение в обществе, а то единственное пространство, в котором (и ни в каком более) он мог существовать, чувство утраты которого и называется «тоской по родине». И если это чувство удаётся описать в лирическом тесте, то такому произведению суждена долгая жизнь.

Евгений Агранович

Песня «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок» в исполнении Михаила Ножкина