Как сделать тише тиканье часов. Что там тикает в часах

Р азмеренное тиканье механических часов знакомо многим из нас. Природа происхождения звука «тик-так» очевидна – совершая определенную работу, детали механизма между собой взаимодействуют, в результате чего мы слышим равномерное «тик-так».

Слышимый нами звук «тиканья» механических часов возникает вследствие взаимодействия анкерного хода (спуска) и регулятора. Как известно в механических наручных и настольных часах регулятором, как правило, служит баланс (система баланс – спираль). Работу регулятора (колебания баланса), посредством передачи энергии от двигателя (пружины), поддерживает узел часового механизма именуемый «анкерным спуском или ходом». В свою очередь регулятор управляет равномерным вращением многочисленных зубчатых часовых колес механизма временимера. Но принципы и схема работы отдельных узлов механических часов заслуживают отдельного описания, а нам любопытна природа происхождения «тик-так».

Первый удар можно различить в тот период, когда импульсный камень баланса ударяется о паз анкерной вилки. В этот момент происходит «подъем» анкерной вилки. Подобного рода удар отчетливо различим, и носит название «шум освобождения» .

Удар под номером «2» возникает в момент перехода одного из зубьев анкерного колеса с так называемой «плоскости покоя палеты» на «плоскость импульса». Этот звук называют «шум импульса» . Кроме «шума импульса» различают «звуковой эффект», возникающий в пазу анкерной вилки, однако, издаваемый шум значительно тише.

Следующий удар происходит в результате «падения» зуба анкерного колеса, на этот раз в точку «плоскости покоя палеты». Кроме того, анкерная вилка ударяется об ограничительный штифт. Данный звук именуется «шум падения» .

Результатом вышеописанных процессов является знакомое всем нам, размеренное и задорное «тик-так», отличающее механические, «живые» часы, от других временимеров.

Следует отметить, что для часовых мастеров «тиканье» механизма вовсе не пустой звук. По вышеперечисленным шумам мастера часовщики настраивают, регулируют и выявляют «болезни ходиков» с помощью специализированных приборов.

Присказка…
Живя в своей квартире со своей семьей, я никогда не заводила (в смысле не имела) механических часов, хотя, есть сейчас такие, что секундную стрелку и не слышно. Вспоминаю детство, когда я жила у бабушки в трехкомнатной квартире, где в каждой комнате и на кухне висели эти часы, которые в тишине постоянно приставали к слуху, и избавиться от навязчивого тиканья часов было затруднительно. Но потом интересно было осознавать и ловить себя на мысли, что ты уже не слышишь тиканья, хотя последнее о чем ты думал, это как от него избавиться, и в этот самый момент все происходит заново)) - опять оно пристает, и опять от него избавляешься.
Тут как-то раз, делая покупки в детском магазине, нам с дочей на глаза попались множество недорогих настенных часов с детской тематикой, и доча стала просить купить, тем более одни были с маятником-яблоком, которому удалось в итоге проболтаться пару месяцев на стене у нас дома, пока его все-таки не сломали. Купили, повесили, по ночам слушаю тиканье часов, вспоминаю детство)). Днем их в общем шуме и не слышно. Я уже научилась их не слышать вообще, и засыпать они мне не мешают, даже интересно. И главное несут информационную функцию. И если их снять для замены батареек и сразу не повесить, то волей-неволей поднимаешь голову туда, где висели часы, желая узнать сколько времени. И что еще мною замечено, если часы в течение лет десяти висели на одном месте, а потом их убрали оттуда, то этот рефлекс «посмотреть на часы» сохраняется достаточно долго, бывает и больше года.
Но когда появились часы-будильник советских времен и стали тикать у нас на кухне (опять же, доча от бабушки принесла, любительница), то в тишине при открытых дверях это тиканье двух часов накладывается друг на друга и вызывает кашу в голове. Тут я и задумалась, а не вредно ли все это, так как вызывает неприятные ощущения.

Начинается полезная информация…

Вред шума, в том числе и тиканья часов, измеряется частотой звука в герцах и мощностью в децибелах (уровень шума).
У человека диапазон воспринимаемых частот лежит в полосе от 16 Гц до 20 кГц. Для человека практически безвреден шум 20-30 дБ, допустимая граница - 80 дБ, 130 дБ вызывают болевые ощущения, 150 дБ уже непереносимы.

Согласно санитарным нормам, в жилых помещениях допустим уровень шума 30 децибел ночью и 40 децибел днем. Во время занятий в школах он не должен превышать 55 децибел. А вот данные об уровне других шумов: шелест листвы — 25 децибел, шорох бумаги и тиканье часов — около 30 децибел.
Ухо человека в молодом возрасте воспринимает звуки в диапазоне частот от 20 до 20 000 Гц. Инфразвуковые колебания, то есть колебания с частотами ниже 20 Гц, человек не слышит, но ощущает. С возрастом верхняя граница восприятия звука уменьшается и к тридцати годам составляет 15 000-17 000 Гц. Вы представляете! (Насколько это правда, будем разбираться в следующем посте).
Задолго до наступления тугоухости у человека нарушается работа вегетативной нервной и сердечно-сосудистой систем, обменные процессы, у мужчин снижается потенция.
Пожилых легче разбудить или перевести в состояние менее глубокого сна, чем детей или людей среднего возраста: шум, который будит лишь 5% детей 7-8-летнего возраста, вызывает полное пробуждение 70% людей в возрасте 69-72 лет.
Мешающее действие шума связано и с информацией, которую он несет: так, заснувшая мать может не отреагировать на раскаты грома за окном, но тихий, еле слышный плач ребенка разбудит ее мгновенно.

Немного истории…

Королева Англии Елизавета I (1533-1603), заботясь о ночном покое своих подданных, запретила скандалы и громкие семейные ссоры после десяти часов вечера. В те счастливые времена супружеский разлад был чуть ли не единственным источником шума!

Нужная и важная информация:
Дети особенно уязвимы к ухудшению слуха, связанному с вредным шумовым воздействием, причем, как правило, это происходит безболезненно и постепенно. Чрезмерный шум наносит вред микроскопическим сенсорным рецепторам, находящимся во внутреннем ухе ребенка. Во внутреннем ухе находится от 15 до 20 тысяч таких рецепторов, и поврежденные рецепторы больше не могут передавать звуковую информацию в мозг. Ситуацию ухудшает и тот факт, что повреждение слуха при чрезмерном шумовом воздействии носит практически необратимый характер.

При длительном воздействии на человека мощных звуков и шумов происходит перевозбуждение клеток коры головного мозга. В итоге: понижается острота слуха, ускоряется процесс старения организма. Напряженное вслушивание в тишину, наоборот, повышает остроту слуха.

Вот вам пример, текст с одного форума:

«ужос...сегодня впервые за пару месяцев на ночь выключил комп.......
еле в этой блядской тишине уснул.......»

Шум является косвенной причиной расстройства нервной системы человека (до психических заболеваний), ухудшения или потери зрения. Например, неожиданный шум может вызвать у детей слепоту или заикание.

Особую опасность представляют плееры и дискотеки для подростков. Скандинавские учёные пришли к выводу, что каждый пятый подросток плохо слышит, хотя и не всегда об этом догадывается. Причина - злоупотребление переносными плеерами и долгое пребывание на дискотеках. Обычно уровень шума на дискотеке составляет 80-100 дБ, что сравнимо с уровнем шума интенсивного уличного движения или взлетающего в 100 м турбореактивного самолёта. Громкость звука плеера составляет 100-114 дБ. Почти так же оглушительно работает отбойный молоток.

Кстати, наушники высокого класса для прослушивания музыкальных программ обязательно должны обеспечивать хорошую звукоизоляцию от внешнего шума. У наушников большинства плееров звукоизоляция мала, поэтому в шумной обстановке, например в метро, многим меломанам приходится увеличивать громкость звучания, что не только нарушает покой окружающих, но и может привести к тугоухости самих любителей музыки.

P.S. Хорошо, что у нас нет метро. Немногие знают, пишет Доктор физико-математических наук А. Вялышев, что причина невроза кроется в инфразвуке, который присутствует в шуме метро. Большие города, большие проблемы…

Здоровые барабанные перепонки без ущерба могут переносить громкость плеера в 110 дБ максимум в течение 1,5 мин. Французские учёные отмечают, что нарушения слуха в наш век активно распространяются среди молодых людей; с возрастом они, скорее всего, будут вынуждены пользоваться слуховыми аппаратами. Даже низкий уровень громкости мешает концентрации внимания во время умственной работы. Музыка, пусть даже совсем тихая, снижает внимание - это следует учитывать при выполнении домашней работы. Когда звук нарастает, организм производит много гормонов стресса, например, адреналин. При этом сужаются кровеносные сосуды, замедляется работа кишечника. В дальнейшем всё это может привести к нарушениям работы сердца и кровообращения.

P.S.: а я недавно по радио слышала, что музыка помогает концентрации внимания. Этот вопрос требует дополнительного исследования.

Ухудшение слуха из-за шума относится к неизлечимым заболеваниям. Восстановить поврежденный нерв хирургическим путем практически невозможно.

Вывод: вряд ли кто-то осознанно пользуется приемами защиты от шума, типа звукоизоляции (например, щель шириной всего 2 мм по периметру двери площадью 4 м2 повышает уровень шума в квартире на 15 дБ, то есть уменьшает звукоизоляцию почти в 5 раз). Главное сейчас, обратить внимание на наших детей. Многие сейчас ходят с плеером, не выключают круглосуточно компьютер, сидят в клубах с оглушительной музыкой, находятся в комнате с постоянно работающим телевизором.

Рассею заблуждение многих людей, в том числе моих знакомых, насчет того, что еще с грудного возраста нужно приучать малышей спать в шуме (при громко работающем телевизоре, в полный голос общающихся родителей и их друзей и т.п.). Приучат, а потом радуются, что их дети не слышат шума. Исследования показали, что если шум по своему энергетическому балансу мощнее иммунных сил клетки или группы клеток, то он может явиться как раз тем самым раздражителем, который нарушает структуру и обмен веществ в клетке. А это приводит ко многим необратимым изменениям в организме. Что вам дороже, здоровье ребенка или ваш комфорт…

Ну и первый вопрос, вредно ли тиканье часов - нет, с точки зрения физиологии, но вот надо теперь с точки зрения психологии разобраться.


Статья написана с использованием материалов «Шум вокруг нас», Доктор физико-математических наук А. Вялышев, главный специалист МЧС России, а также материалов урока- проекта «Звук и здоровье человека», Учитель физики Михеева А.С.

Работа веб-разработчика измеряется часами, затраченными на разработку и поддержку сайта. Но чем наполнены эти часы? Как оценивают их клиенты и топ-менеджмент?

Минус-клиент

Средняя стоимость веб-сайта - 50 000 рублей, но клиент всегда стремится сэкономить по максимуму, не всегда понимая, что рубит сук, на котором сидит. Под «топор» часто идут такие важные вещи, как оплата экспертизы, интеграция в одном месте дизайна, оптимизации и аудита и прочее. Веб-студия нередко оказывается в ситуации экстремальной конкуренции, когда потенциальный клиент держит в руках прайс-лист с разбросом стоимости сайта от 50 до 500 тысяч рублей.

Минус-менеджмент

Замечено, что клиент встречает студию по портфолио, а провожает по сервису. Он запоминает не красивый дизайн, а голос менеджера в телефонной трубке, внимание, готовность выслушать и пойти навстречу.

Повременная работа студии содержит часы, которые не продаются: это время, затраченное на работу с кадрами, маркетинг, развитие инфраструктуры и технического обеспечения. И большим заблуждением многих веб-студий является полная отдача времени клиенту. На самом деле клиенту нельзя отдавать более 70% всех рабочих часов. Иначе студию ждет унылая стагнация.

К минусам относятся также отсутствие KPI и регулярного стратегического и тактического планирования, а также стремление к непомерному расширению при незрелом руководстве (порог размера веб-студии находится где-то в районе 30 штатных единиц).

Специфический веб-минус

Это обилие специалистов разработчиков и недостаток специалистов менеджеров. В сфере веб-разработок особенно ощутима разница в компетенциях этих двух групп, но для российских студий все еще привычно их смешивать. «Нет может быть директора-дизайнера, - уверяет докладчик. - У директора и дизайнера должны быть разные мозги!»

Еще одна особенность - невозможность завышать или, наоборот, занижать количество часов - показателя, который обычно требуется клиенту. Для оптимизации этого показателя нужна статистика, которую можно вести на корпоративном портале.

Спорные веб-минусы

За время доклада обнаружились несколько спорных недостатков работы веб-студии. Один из них - наличие миссии компании. Многие слушатели признались, что писать миссию не стали, так как 90% миссий звучит одинаково. И указали на эксперимент, когда были перепутаны миссии 100 лучших американских компаний, и никто этого не заметил. Докладчик возразил, что миссия нужна непременно, но когда его попросили обнародовать свою, выдал ко всеобщему веселью нечто «всемерное удовлетворяющее потребности».

Другой минус менее спорный: это недостаточная формализация трудовых и производственных отношений. В компании Individ, как заявил ее президент Роман Овчинников, письменная формализация началась со штата в 2 человека. Но прежде, чем привить благородную привычку к порядку целому коллективу, компания потеряла порядка 120 не желающих муштры дзайнеров и программистов. «Сейчас ни у кого уже вопросов не возникает, но если давать советы, то формализацию нужно вводить постепенно», - поделился президент. В результате компания снизила до минимума издержки на развитие (компания тратит на это не более 50 часов в год, правда, по общему мнению, Individ - исключение, подтверждающее общее правило «не трогать» индивидов). Может быть, и по этой причине настоящего рынка веб-разработок у нас пока нет.

Минус-Россия

В заключение президент привел забавный слайд с собственными подсчетами ежедневной занятости приличной веб-студии. Из 30 человек в каждую отдельную секунду двое болеют, двое курят, один вышел, двое просто встали с места, один (менеджер) находится в пути, двое в отпуске, один сидит в социальной сети, еще один - в личной почте, кто-то читает посторонний сайт, еще двое болтают и один учится. Стало быть, за работой можно застать не более 13 человек, что составляет примерно треть с небольшим от российского производственного коллектива.

Часовой механизм часто служит символом чего-то хитроумного, затейливого, непостижимого. На деле все не так сложно: он состоит всего из трех основных частей - источника энергии, регулятора и ангренажа (колесной передачи). Читайте всплывающие подсказки на схеме, чтобы разобраться.

1. Источник энергии - это заводной барабан , такой же, как в музыкальных шкатулках и игрушечных машинках. Поворачивая заводную головку, мы вращаем барабан и сжимаем спиральную пружину, находящуюся внутри него.

2. Большая шестерня барабана вращает маленькую шестерню передаточного механизма (ангренажа) , заставляя ее крутиться во много раз быстрее. На оси маленькой шестерни стоит следующая большая, которая в свою очередь вновь приводит маленькую.

3. Несколько шестерен ангренажа увеличивают скорость вращения в сотни тысяч раз, и во столько же раз уменьшают усилие (крутящий момент). Дай пружине волю, она раскрутилась бы за считанные секунды, бешено вращая стрелки. Но всю систему блокирует спусковой механизм .

4. Спусковым механизмом управляет баланс - свободно вращающееся колесо, соединенное со спиралью (её называют “волоском” , хотя на практике спираль втрое тоньше человеческого волоса). Волосок заставляет баланс поворачиваться то вправо, то влево, всего четыре раза в секунду. Баланс выполняет ту же функцию, что маятник в настенных часах, - служит регулятором .

5. Спусковой механизм состоит из анкерной вилки и спускового колеса . Последнее соединено с заводным барабаном и стремится “вырваться на свободу” и вращаться. Каждое полуколебание баланса перемещает вилку, и она позволяет спусковому колесу повернуться ровно на один зубец. Качаясь в одну сторону, вилка говорит "тик", а в другую - "так". Благодаря хитрой форме зубцов вилка каждый раз слегка подталкивает баланс, чтобы он продолжал колебаться.

6. На нашем примерном механизме спусковое колесо соединено с шестерней, которая приводит секундное колесо (красный). Оно совершает полный оборот один раз в минуту.

7. Маленькая шестеренка, прикрепленная к секундному колесу, вращает минутное колесо (желтый), у которого в 60 раз больше зубцов. Оно делает один оборот в час. В нашем примере на нем закреплена минутная стрелка.

8. Часовое колесо совершает один оборот в сутки. Часовая стрелка соединяется с ним через отдельную передачу (зеленый) - в данном примере это пара шестерен с равным количеством зубьев (передаточный механизм показан упрощенно).


Ещё: и