Информационное реагирование. Информационное противодействие — как эффективный метод борьбы с терроризмом

ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ

Заливанский Борис Васильевич
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий


Аннотация
Статья посвящена проблеме информационного противодействия проявлениям экстремизма в современном российском обществе. Исследуются основы информационного противодействия экстремизму. Раскрываются понятия экстремизма и терроризма, приводятся причины, обуславливающие их проявление в современных условиях. Выявляются факторы, снижающие эффективность антиэкстремистских мероприятий. Предлагаются направления оптимизации деятельности по информационному противодействию экстремизму.

TECHNOLOGIES OF INFORMATION COUNTERACTION TO EXTREMISM

Zalivansky Boris Vasilevich
Belgorod State National Research University
PhD in Social Science, Assistant Professor of the Social Technologies Department


Abstract
Article is devoted to a problem of information counteraction to manifestations of extremism in modern Russian society. Bases of information counteraction to extremism are investigated. Concepts of extremism and terrorism reveal, the reasons causing their manifestation in modern conditions are given. The factors reducing efficiency of anti-extremist actions come to light. The directions of optimization of activity on information counteraction to extremism are offered.

К началу XXI века одной из серьезных проблем социального развития глобального характера стала необходимость организации противодействия экстремизму и терроризму во всех многочисленных формах их проявления. Возрастающие угрозы террористического воздействия на общество, наряду с естественными, в первую очередь, природными и антропогенными факторами возникновения катастроф и чрезвычайных ситуаций, подтверждают тот факт, что современная цивилизация подвержена значительным рискам, способным нести угрозу ее развитию

В современной России, как и в остальных странах мира, рост террористической угрозы возрастает на фоне распространения различных видов экстремизма (политического, этнического, религиозного), представляющего существенную опасность для интересов, как отдельной личности, так и общества в целом.

Вследствие формирования и развития информационного общества не только в нашей стране, но и на глобальном уровне всё более динамично развивается крайняя форма экстремизма – терроризм. Значительные темпы внедрения информационно-коммуникационных технологий в различные сферы жизнедеятельности, развитие компьютеризации и информатизации неизбежно ведут к созданию единого мирового информационного пространства, включающего в себя совокупность технологий коммуникационного обмена, а также сбора, накопления, обработки, обмена и хранения информации. В Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации , утверждённой Президентом 5 октября 2009 года, распространение идей терроризма и экстремизма через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации названо одним из основных факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации. К основным мерам информационного противодействия терроризму относятся информационно-пропагандистские меры. Это меры по выявлению сущности и проведению разъяснительной работы об опасности терроризма, осуществлению воздействия на граждан и их группы с целью формирования у них неприятия насильственной идеологии и привлечения их к участию в противодействии экстремизму и терроризму.

С учетом изложенного одной из важнейших задач органов государственной власти по противодействию экстремизму, наряду с выявлением и устранением причин и условий, способствующих распространению преступлений экстремистского и террористического характера, предупреждением и пресечением действий, экстремистских и террористических действий, является активизация противодействия распространению идеологии терроризма и информационно-пропагандистского обеспечения проведения антитеррористических мероприятий.

Проблема организации эффективного информационного противодействия терроризму и экстремизму находится в центре внимания современных специалистов в сфере национальной безопасности. В частности, общетеоретические аспекты экстремизма и терроризма, их генезис, типы, формы проявления достаточно полно рассмотрены в трудах А.В. Джиоева , О.Н. Писаренко , А.Н. Смертина . Психологические аспекты экстремизма и терроризма исследовались Д.С. Безносовым, Л.Г. Почебут .

Большой вклад в осмысление направлений информационного противодействия терроризму и экстремизму внесли российские ученые Ю.Д. Денисов , В.А. Диль , А.А. Косовец , В.В. Котенко .

В то же время проблема организации эффективного информационного противодействия терроризму и экстремизму, в особенности, на региональном уровне остается недостаточно изученной.

В последнее время в мире отмечается существенный рост числа межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Россия прочно интегрировалась в мировое сообщество, а, следовательно, российское общество теперь намного восприимчивее как к положительным, так и к негативным общемировым тенденциям, в том числе и к экстремистским настроениям.

По мнению современных исследователей, экстремизм, проявляющийся в различных формах, представляет серьёзную угрозу национальной безопасности России. При этом национальный, политический и религиозный экстремизм создаёт условия для возникновения конфликтов и непосредственно угрожает федеративному устройству страны. В ряде российских регионов отмечены попытки раскола по национальному и конфессиональному признаку, дестабилизации социально-политической ситуации. В этой связи разработка эффективной политики противодействия экстремизму и терроризму на государственном уровне, определение мер профилактики этих негативных явлений в условиях конкретного субъекта РФ представляется важнейшей задачей.

В современной исследовательской литературе можно встретить различные определения экстремизма:

1) как одной из форм отчуждения, и прежде всего отчуждения от культуры, базовых ценностей, культурных традиций ;

2) как способа выражения крайних взглядов и совершение насильственных действий ;

3) как характеристики психоэмоциональных структуры человека и состояний индивида ;

4) как побочного продукта экстремального (природно-стихийного) развития ситуации .

Интересен подход современных авторов, трактующих экстремизм как трансграничное состояние между радикализмом и терроризмом. Если экстремизм – крайность, то терроризм – крайность крайности, выступающая, скорее, логическим, но необязательным развитием экстремизма. Таким образом, экстремизм лишь с определенной степенью вероятности способен перерасти в терроризм. В то же время, экстремизм может замкнуться в сфере идеологических абстракций, тогда как терроризм – практическое явление социально-политического характера, имеющее собственную идеологическую основу. Экстремизм может служить почвой (как идеология, социальная база и т.д.) для терроризма. Точно так же, как и другая, более «мягкая», дефиниция – радикализм может потенциально траснформироваться в экстремизм.

Учитывая, что отличительной чертой современного экстремизма и терроризма является способность к быстрому видоизменению и выработке новых форм и путей деятельности, важнейшее значение имеет информационная составляющая противодействия этим негативным явлениям. Экстремисты все чаще используют современные механизмы формирования экстремистских движений – зачастую те группировки, которые совершают преступления экстремального толка, складываются через Интернет, идет поиск единомышленников в соответствующих блогах . В современном мире ни отдельной личности, ни тем более социальной группе практически невозможно отказаться от электронных СМИ как своеобразного социального наркотика .

Информационное противодействие экстремизму и терроризму представляет собой деятельность по вскрытию сущности и разъяснению опасности экстремизма и терроризма, оказанию воздействия на граждан (группы граждан) с целью воспитания у них неприятия идеологии насилия и привлечения их к участию в противодействии терроризму. Такая деятельность включает в себя и сбор, накопление, систематизацию, анализ, оценку информации об угрозах экстремистских проявлений и террористических актов, обмен ею и выдачу ее потребителям такой информации. Организация борьбы с экстремизмом и терроризмом, как уже отмечалось, должна осуществляться на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения этих негативных явлений, к выявлению субъектов экстремистской и террористической деятельности, и обеспечению субъектов противодействия экстремизму и терроризму информационными ресурсами, включающими современные аппаратно-программные комплексы.

Идеология терроризма и экстремизма – сложный феномен, требующий методологии междисциплинарного исследования и выработки системных практик по противодействию данной идеологии. Ведь идеология терроризма и экстремизма, реализуясь в области массового сознания, предполагает воздействие на определенные социальные группы, активное формирование таких групп. С этой целью используются, в том числе, и массовые коммуникации. Необходимо отметить, что противодействие экстремизму и терроризму исключительно силовыми методами МВД, ФСБ и прокуратуры невозможно. Эта задача требует целого комплекса организационных, правовых, профилактических, воспитательных мероприятий, совершенствования взаимодействия государственных органов и общественных организаций. Применительно к практикам противодействия экстремизма и терроризма целесообразно организовать системную работу по информированию различных социальных групп о сути этой идеологии, о её негативных следствиях; специальной системной деятельности по социальной профилактике, социальной терапии и социальной реабилитации

Среди проблем, снижающих эффективность информационного противодействия экстремизму и терроризму, можно выделить: недостаточную проработанность механизма мониторинга региональной ситуации; низкую эффективность использования потенциала СМИ и Интернет-каналов информации в процессе профилактики и противодействия экстремистским и террористическим проявлениям; слабую «адресность» мероприятий по информационному противодействию экстремизму и терроризму; пассивность негосударственных структур в процессе обеспечения общественной безопасности.

Комплексный подход к организации противодействия экстремизму на региональном уровне может быть реализован в рамках проекта. Целью проекта является повышение эффективности мероприятий по информационному противодействию терроризму и экстремизму в регионе. В качестве основных направлений реализации проекта можно выделить: диагностику региональной ситуации, определение специфических характеристик экстремизма на уровне субъекта РФ; формирование системы «адресного» противодействия экстремизму; обеспечение эффективного взаимодействия субъектов противодействия экстремизму; организацию эффективного взаимодействия со СМИ; эффективное использование экономических и кадровых ресурсов.

В рамках реализации данных направлений представляется необходимым в целях формирования системы «адресного» противодействия экстремизму и терроризму:

а) организовать проведение ежегодной диагностики региональной специфики проявлений экстремизма и терроризма, включающей установление причин, условий и факторов, стимулирующих развитие экстремизма, динамику его проявлений; определение объектов воздействия экстремистских организаций и лидеров; анализ состава, структуры экстремистских группировок, организаций, лидеров, активистов, их «уличного людского ресурса», способного спровоцировать массовые беспорядки;

б) на основе проведенной диагностики разработать систему мероприятий «адресной» профилактики среди групп, наиболее подверженных негативному влиянию экстремистов, в частности для молодежи необходимо:

  • разработать региональную целевую программу, направленную на профилактику экстремистских проявлений в молодежной среде;
  • создать тематический Интернет-ресурс, посвященного проблемам профилактики экстремистского поведения.

Реализация проекта позволит:

1) получить объективное представление о причинах, условиях и факторах, стимулирующих развитие экстремизма в регионе; группах выступающих объектом воздействия экстремистских организаций и лидеров; составе, структуре экстремистских группировок, организаций, лидеров, активистов, их «уличном людском ресурсе», способном спровоцировать массовые беспорядки;

2) четко сориентировать мероприятия по информационному противодействию экстремизму и терроризму на конкретные организации, группировки экстремистского толка, а по профилактике – на конкретные социальные группы;

3) перераспределить функции и задачи между службами и подразделениями органов внутренних дел, полицией, как по «вертикали», так и по «горизонтали», с целью устранения дублирования действий, направленных на противодействие экстремизму; привлечение негосударственных структур к процессу обеспечения общественной безопасности;

4) организовать социальную профилактику проявлений экстремизма с помощью социальной рекламы в СМИ;

5) задействовать инструменты экономического регулирования деятельности по противодействию экстремизму и терроризму (система оценки потерь от терроризма и расходов на борьбу с ним; корректировка моральной и правовой парадигмы защиты населения от терактов и компенсации потерь от них; механизм экспертной оценки эффективности мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму);

  • Безносов Д.С., Почебут Л.Г. Психологические аспекты экстремизма и терроризма // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. № 1.
  • Денисов Ю.Д. Противодействие экстремизму в сети Интернет // Законность. 2009. № 06.
  • Диль В.А. Тенденции развития современного экстремизма: молодежный и информационный экстремизм // Известия Томского политехнического университета. 2009. Т. 314. № 6.
  • Косовец А.А. Терроризм как объект противодействия в системе обеспечения информационной безопасности: международные и организационно-правовые аспекты // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2011. № 3.
  • Котенко В.В. Стратегия оценки эффективности информационного противодействия угрозам терроризма // Информационное противодействие угрозам терроризма. 2010. № 14.
  • Козин Н.Г. Природа русского раскола. URL: http://waucongress.narod.ru/Kozin.htm (дата обращения: 12.03.2014).
  • Агутин А.В., Степанов С.Н. К вопросу о понятии уголовно-процессуальной деятельности в досудебном производстве по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 1.
  • Красиков В.И. В экстриме. Междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов радикального сознания. М., 2006.
  • Совкова И.Ю. Деструктивное поведение личности в кризисных ситуациях служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. №1 (19).
  • Епифанцев В.А., Сочнев Д.В. Государственная система противодействия экстремизму в условиях современного российского общества // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. М., 2010.
  • Бабинцев В.П., Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Этнический экстремизм в молодежной среде: диагностика и перспективы преодоления // Мир России. № 1. 2011.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    2.2. Контрпропаганда как психологическое средство усиления и нейтрализации информационно-пропагандистского воздействия

    Контрпропаганда и пропаганда также тесно связаны между собой как разведка и контрразведка. Они могут выступать как два самостоятельных средства и как единое средство системы политической коммуникации. В последнем случае контрпропаганда является составным элементом пропаганды, защищающим пропаганду от возможных контраргументов противника (оппонента) и усиливающим её психологическое воздействие на массовое сознание. В качестве примера приведём листовку «Румыны венгерской армии», распространяемую советскими спецпропагандистами в 1942 г. среди военнослужащих венгерской армии румынского происхождения. Вот её текст:

    «Мы — два трансильванских румына попали в плен к русским. Мы задали себе вопрос: «Что плохого нам сделали русские?». И ответили: «Ничего». Это Гитлер и Антонеску сделали нам плохо, отдав Северную Трансильванию в руки венгров. В лагере с нами обращаются хорошо. Уж лучше воевать против венгров, чем против русских. Сдавайтесь в плен и вернётесь живыми к своим семьям!» .

    Элементами контрпропаганды, призванными усилить психологическое воздействие и нейтрализовать возможные контраргументы противника об адских муках пребывания в советском плену являются две фразы: «Мы - два трансильванских румына попали в плен к русским» и «В лагере с нами обращаются хорошо». Сильной стороной листовки является то, что она составлена как свидетельство (этот приём специфического внушения мы разбирали в разделе 2.1.) двух очевидцев о хороших условиях пребывания в советском плену. А опровергать рассказ очевидцев всегда тяжело. Более сильным видом контрпропаганды в пропагандистском воздействии на противника является обратный отпуск пленных по своим воинским частям и их личные свидетельства о хороших условиях пребывания в плену. Этот приём часто использовали советские спецпропагандисты во время Второй Мировой войны.

    Условно контрпропаганду можно разделить на наступательную и оборонительную. К наступательной контрпропаганде, с точки зрения автора данной работы, относятся: негативная реклама, чёрный PR, использование слухов, анекдотов, эпиграмм, прозвищ, кличек, псевдонимов.

    Наступательная контрпропаганда построена по принципу асимметрии и использует против противников (оппонентов) непредсказуемые и, на первый взгляд, абсурдные действия. Основная цель наступательной контрпропаганды - нанесение ударов по противнику на его собственной территории. Рассмотрим основные приёмы наступательной контрпропаганды, используемые в психологической войне и избирательных технологиях:

    «Ловушка» . Состоит в заманивании противника (оппонента) на то информационное поле, где потом по нему будет наноситься удар. Идя вслед, противник не понимает, что он попал на «заминированное поле». Данный приём был успешно применён «телекиллером» С. Доренко против Ю. М. Лужкова и Е. М. Примакова - лидеров блока «Отечество - Вся Россия».

    Политическая пропаганда, являясь неотъемлемой частью системы политической коммуникации, представляет собой специфический информационный процесс, направленный на эмоционально-волевую сферу массового сознания. Эффективность психологического воздействия пропаганды определяется не столько разнообразием и совершенством её форм и технологий, сколько психологическими особенностями массового сознания, среди которых можно выделить:

    * Блокирование иной точки зрения;

    * Эмоциональность;

    * Чёрно-белая картина мира;

    * Активный поиск врагов;

    * Внушаемость;

    * Стереотипность и образность мышления.

    По своей природе политическая пропаганда тоталитарна, ибо, как и массовое сознание, не приемлет иную точку зрения. Альтернативная пропаганде информация опровергается, а её источник различными способами дискредитируется с помощью контрпропаганды.


    3.
    4.

    © Составитель: М.В. Киселёв, 2004 г.

    Не стоит путать определение информационной войны и информационного противоборства. Под информационным противоборством понимается борьба в информационной сфере, которая предполагает комплексное деструктивное воздействие на информацию, информационные системы и информационную инфраструктуру противоборствующей стороны с одновременной защитой собственной информации, информационных систем и информационной инфраструктуры от подобного воздействия. Конечной целью информационного противоборства является завоевание и удержание информационного превосходства над противоборствующей стороной.

    В современной теории информационного противоборства следует выделить два вида информационного противоборства: информационно-техническое и информационно-психологическое.

    · При информационно-техническом противоборстве главными объектами воздействия и защиты являются информационно-технические системы (системы связи, телекоммуникационные системы, системы передачи данных, радиоэлектронные средства, системы защиты информации и т. д.).

    · При информационно-психологическом противоборстве главными объектами воздействия и защиты являются психика политической элиты и населения противостоящих сторон; системы формирования общественного сознания и мнения, принятия решений.

    На практике также используются оба вида.


    Информационные войны между странами: история и современность

    История информационных войн берет свое начало с древних времен. Египет – первое государство, которое использовало эту огромную силу. Проигрывая во многих сражениях египтяне, тем не менее, успешно продолжали жить и развиваться в своей стране. Используя политику умиротворения, ублажения противника, культурного сотрудничества, древние жрецы добивались симпатии опасных для их страны государств.

    Одно из первых задокументированных проявлений информационной войны было зафиксировано во время Крымской войны (1853-1856), когда сразу после Синопского сражения английские газеты в отчётах о сражении писали, что русские достреливали плававших в море раненых турок.



    В XX и, особенно XXI веке, информационная война стала более эффективной. Существует немалое количество примеров, связанных с информационной войной. Нацисты – яркий пример выдающегося применения пропаганды. Йозеф Геббельс, рейхсминистр пропаганды и народного просвещения Третьего Рейха, показал своей деятельностью отличный пример изменения общественного сознания.

    Холодную войну также можно отнести в поле воздействия информационных войн. Распад СССР был обусловлен не только желанием правящей элиты и экономических проблем, но и информационным воздействием стран Запада, которое привело к процессам распада СССР. В наше время подобных примеров еще больше чем в XX веке.

    Возьмем США. Все мы прекрасно знаем, какое силовое и информационное воздействие они оказывают на Ирак и другие государства. Правительством тратятся огромные средства на создание различных политических материалов с целью привлечения населения к поддержке США, спешу заметить, что такие методы США применяет не только в Ираке, но в ряде и других государств.

    Другим примером современной информационной войны может служить конфликт, который произошел между Палестиной и Израилем.

    В настоящее время превосходство на мировой арене обеспечивается, в первую очередь, не за счет военной техники и живой силы противника, а благодаря информационным войнам. Поэтому так важно создать внутри государства информационный щит, способный защитить от пагубного воздействия информационной атаки противника.


    Информационное противостояние в современных военных конфликтах на примере грузино-осетинского конфликта, Ирака, Ливии и Сирии

    Сирия

    Возьмем информационную кампанию, развернувшуюся вокруг Сирии. Отбросим сейчас всю политическую и геостратегическую составляющую этого конфликта. Рассмотрим только информационную войну. Что мы видим в этой кампании? Все масс-медиа поделилась на два лагеря, лагерь за Асада и против Асада, и все бы шло по плану Запада, если бы не одно но.

    Осенью 2005 года на глобальный рынок масс-медиа вышла российская телекомпания Russia Today, а уже в 2012 Хилари Клинтон объявила телеканал Russia Today личным врагом Америки. Что же такое случилось, что столпы демократии испугались какого-то российского телеканала? А случилось то, что Россия стала брыкаться в этой информационной войне. Российская власть стала создавать свои крупные информационные калибры и бить из них. На примере Сирии это выразилось в том, что именно Russia Today показывал зверства боевиков. Показал на весь мир, как они едят сердца солдат армии Асада на поле боя, или, например, устраивают публичные казни. Показал не абы где, а в логове Империи добра, в США. А далее, по всему миру, на нескольких десятках языков. Америка была в шоке. Простые американцы начали возмущаться, они же считают себя воинами света, а воин света, по их мнению, не ест внутренности врага. Начались протесты. В Великобритании, из-за давления общественного мнения, парламент проголосовал против войны в Сирии. Мы, россияне, выиграли войну за общественное мнение на территории противника по Сирийскому вопросу. Во многом благодаря этой маленькой победе на информационном поле и стойкости российского руководства, удалось пока остановить крупную войну на Ближнем Востоке.

    Ливия

    В первые дни войны расстановка сил была равная, победа Каддафи зависела только от стойкости его сторонников. Чем дольше они держались бы, тем больше в мире росло уважение к их лидеру, а коалиция теряла даже намек на моральную правоту.

    Однако это продолжалось недолго. Хочу также заметить, что информационная подготовка Запада была довольно хаотична, только после продолжительных боевых действий удалось - таки придумать всевозможные мифы:

    · Об авиации Каддафи, которая бомбит мирные города (никаких воронок от бомб показано не было);

    · Об артиллерии Каддафи, которая в упор расстреливает мирные демонстрации (этого никто не видел, но кто-то слышал звуки, похожие на пушечные выстрелы);

    · О 50 тысячах африканских наемниках, которые устроили террор против ливийцев (на самом деле половина населения страны – негроиды);

    · Об Израиле, который якобы, прислал этих самых наемников (тут все понятно – желание настроить против Каддафи арабский мир);

    · О подрывах людьми полковника резервуаров с нефтью (в течение всей революции нефтяная ливийская промышленность функционировала практически бесперебойно);

    · О сыне Каддафи Сейфе, который, якобы, переметнулся на сторону оппозиции (было сразу же опровергнуто самим сыном);

    · Наконец, испытанная «песня» о химическом оружии (про это постеснялись долго говорить).

    Ирак

    Сегодня многие политические деятели за рубежом, равно как и в самих США, признают, что политика США в Ираке потерпела крах. Причиной этого краха отчасти стала неудачная информационная война, которую Вашингтон вел против этой страны. Поражение США в информационной войне в Ираке обусловлено, прежде всего, двумя моментами: неподготовленностью Соединенных Штатов к ведению информационной войны после окончания боевых действий и грубыми просчетами, допущенными американской администрацией при проведении своей политики в послевоенный период.

    Основной ошибкой явилось то, что министерство обороны США при планировании послевоенного восстановления Ирака взяло за образец период оккупации Японии после второй мировой войны, но при этом абсолютно не приняло во внимание культурные, национальные, религиозные и политические особенности Ирака. Не было учтено и коренное отличие ситуации в послевоенном Ираке от ситуации в послевоенной Японии.

    · Во-первых, Ирак, в отличие от Японии, не являлся страной-агрессором;

    · Во-вторых, международные и арабские СМИ изначально выступали против оккупации Ирака американскими ВС и создавали негативный образ США;

    · В-третьих, иракцы не смирились с поражением, в стране появилось большое количество повстанческих группировок, которые пользовались большей поддержкой у мирного населения, чем коалиционные силы;

    · В-четвертых, иракское общество, в отличие от японского, не однородное, а разделено на многочисленные племенные, клановые и религиозные группы, что значительно затрудняло оказание психологического и информационного воздействия на население. Кроме того, контакт с населением затруднял религиозный фактор. В частности, повстанцы использовали в своей агитации положение Корана о том, что правоверный мусульманин не должен подчиняться власти правителя-немусульманина.

    Отсутствие учета этих факторов привело к тому, что американцы не сумели своевременно приступить к осуществлению информационно-психологического воздействия на иракское население, в результате чего иракским агентам, особенно в южной части страны, удалось до некоторой степени заполнить информационный вакуум. Кроме того, пренебрежение американцами культурными и религиозными особенностями страны привело к недооценке ситуации и ошибкам, которыми с успехом воспользовались иракские повстанцы.

    Таким образом, необходимо отметить, что американское военное командование еще на стадии планирования операции по установлению своего влияния в послевоенном Ираке допустило ряд грубых просчетов, в частности практически не был принят во внимание культурно-религиозный фактор. При этом сама подготовка и планирование операции проводились на крайне низком уровне. Кроме того, после окончания боевых действий временная американская администрация в Ираке в борьбе за «умы и сердца» иракцев также допустила ряд серьезных ошибок при проведении своей политики в информационной сфере, которыми воспользовались повстанцы для усиления своего влияния на иракское население. В результате подобных ошибок доверие к временной администрации, а впоследствии и к новому иракскому правительству было подорвано. В условиях же вспыхнувших после свержения С.Хусейна разнообразных религиозных и национальных конфликтов и активной террористической деятельности повстанцев влияние США на население Ирака была сведено практически к нулю.

    Определения

    Информационное противоборство - соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают.

    Под информационным противоборством понимается борьба в информационной сфере , которая предполагает комплексное деструктивное воздействие на информацию , информационные системы и информационную инфраструктуру противоборствующей стороны с одновременной защитой собственной информации , информационных систем и информационной инфраструктуры от подобного воздействия. Конечной целью информационного противоборства является завоевание и удержание информационного превосходства над противоборствующей стороной.

    Объекты и субъекты информационного противоборства

    Объектом информационного противоборства является любой объект, в отношении которого возможно осуществление информационного воздействия (в том числе - применение информационного оружия) либо иного воздействия (силового, политического, экономического и т. д.), результатом которого будет модификация его свойств как информационной системы. Объектом информационного противоборства может стать любой компонент или сегмент информационно-психологического пространства, в том числе - следующие виды : массовое и индивидуальное сознание граждан; социально-политические системы и процессы; информационная инфраструктура; информационные и психологические ресурсы.

    К субъектам информационного противоборства относят: государства, их союзы и коалиции; международные организации; негосударственные незаконные (в том числе - незаконные международные) вооруженные формирования и организации террористической, экстремистской, радикальной политической, радикальной религиозной направленности; транснациональные корпорации; виртуальные социальные сообщества; медиа-корпорации (контролирующие средства массовой информации и массовой коммуникации - СМИ и МК); виртуальные коалиции.

    Примечания

    См. также

    Ссылки

    • Манойло А. В. Объекты и субъекты информационного противоборства. 2003.
    • Стюгин М. Оценка безопасности системы информационного управления Российской Федерации. 2006.
    • Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010). М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2010. 202 c.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Информационное противоборство" в других словарях:

      1) форма межгосударственного противоборства, предусматривающая целенаправленное использование специально разработанных средств для воздействия на информационный ресурс противостоящей стороны и защиты собственных ресурсов в интересах достижения… … Словарь черезвычайных ситуаций

      ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО - – вид социального противодействия, информационное воздействие на оппонента (противника) с целью искажения восприятия и понимания им складывающейся ситуации, вынуждающее его принимать ошибочные решения. Помимо информационного, противоборство м. б … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      - … Википедия

      Горбенко, Александр - Заместитель мэра Москвы по средствам массовой информации, межрегиональному сотрудничеству, спорту и туризму Заместитель мэра Москвы по средствам массовой информации, межрегиональному сотрудничеству, спорту и туризму с сентября 2010 года. В 2001… … Энциклопедия ньюсмейкеров

      Проект:Персоналии … Википедия

      ИП - «Иваново пресс» газета г. Иваново, издание ИП испытательный пресс ИП инженерна педагогика кафедра образование и наука Источник: http://www.krgtu.ru/structure/?idi=16&page … Словарь сокращений и аббревиатур

      - (ср.> «манипуляция общественным мнением») один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит… … Википедия

      Запрос «Манипуляция сознанием» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Манипулирование сознанием по определению автора данной концепции С. Г. Кара Мурзы действия, производимые разумным объектом или их группой, для создания желаемых для… … Википедия

      Запрос «Манипуляция сознанием» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Манипулирование сознанием по определению автора данной концепции С. Г. Кара Мурзы действия, производимые разумным объектом или их группой, для создания желаемых для… … Википедия

    Книги

    • Информационное противоборство в моделях и задачах. 15 , С. П. Расторгуев , В силу новизны данного научного направления и, как следствие, отсутствия специалистов-практиков и соответствующих учебных курсов проблема подготовки специалистов для работы в сфере управления… Категория: Разное Серия: Школьная программа Издатель:

    Помимо антитеррористической (силовой) составляющей, противодействие терроризму включает в себя и профилактическую (превентивную) работу.

    Если антитеррористическая составляющая направлена на уничтожение или обезвреживание действующих участников незаконных вооруженных формирований (НВФ), то профилактическая работа нацелена на нейтрализацию потенциальных террористов и их пособников, составляющих социальную базу терроризма.

    Практика показывает, что успех в проведении антитеррористических (силовых) операций не всегда приводит к прямому положительному эффекту в профилактической составляющей борьбы с терроризмом. В условиях, когда на силовые подразделения фактически возложена и антитеррористическая и профилактическая работа, успешные и эффективные операции со стороны властей нередко ожесточают молодых участников бандформирований. Более того, ситуация, когда и антитеррористические, и профилактические мероприятия в регионе осуществляют только силовые структуры, при определенных обстоятельствах способны усугубить положение. Практика показывает, что на фоне регулярно проводящихся спецопераций, в ходе которых уничтожаются лидеры террористов, эмиры вилайятов, а также среднее руководящее звено террористического подполья, не удается пресечь сам процессе рекрутирования «рядовых» террористов. На смену одним приходят другие. Надо признать: информационную войну террористические силы и их союзники на Северном Кавказе в настоящее время выигрывают. В общественном мнении республик Северного Кавказа не создано атмосферы нетерпимости к боевикам и их сообщникам. Зачастую случается наоборот: боевиков пытаются оправдать, создавая им образы борцов с коррумпированной системой. Для молодых людей, не имеющих работу и покровителей, да еще находящихся под негласным наблюдением милиции, выход якобы один – «…уходить в лес».

    Следует отметить, что в информационном противостоянии у террористов и их пособников есть и свои «адвокаты». Например, стало правилом, когда успешные антитеррористические операции в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Ингушетии с подачи ряда правозащитников и блогеров именуются «зачистками» и «целенаправленным уничтожением гражданского населения». Этот деструктивный тезис используется даже некоторыми журналистами, регулярно указывающими на недостатки политики федерального центра на Северном Кавказе.

    Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, профилактикой терроризма наряду с антитеррористическими подразделениями должны заниматься (и отчасти этим как будто занимаются) традиционные для северокавказских народов институты гражданского общества: тухумы, тейпы, фамильные советы, советы старейшин, молодежные сообщества, известные спортсмены, блоггеры и т. д. С другой стороны, эти же «неформальные институты», зачастую, наоборот, работают на увеличение социальной базы терроризма, распространяя деструктивные мифы о том, что «…Россия хочет очистить Северный Кавказ от мусульман».

    В этом контексте информационная составляющая профилактической борьбы с терроризмом выдвигается на одно из первых мест. Эффективная профилактическая работа по противодействию терроризму может оказать влияние на уменьшение его социальной базы. Однако складывается впечатление, что пока специалистами не осознана в достаточной степени необходимость целенаправленной систематизированной профилактической работы, способной повлиять на существенное уменьшение социальной базы терроризма .

    Информационная составляющая в противодействии терроризму на Северном Кавказе в настоящее время включает:

    • информационную политику федеральных печатных и электронных СМИ по освещению антитеррористических операций, проводимых на территории СКФО;
    • работу региональных СМИ по противодействию терроризму и экстремизму;
    • деятельность пресс-служб федеральных органов и региональных управлений исполнительной власти (МВД, ФСБ).

    Однако этих трех составляющих недостаточно. Нужны точечные информационные «инъекции», способные формировать негативный образ террористов. Не скоординированная и бессистемная информационная составляющая в противодействии терроризму на Северном Кавказе привела к серьезным потерям на информационном поле. Если в военном противостоянии сильны силовики, то информационное противостояние в республиках Северного Кавказа выигрывают деструктивные силы. Это подтверждают и уже укоренившиеся среди части населения идеологические штампы. В частности, часть населения северокавказских республик уверена, что нынешняя фаза антитеррористической операции является механизмом отмывания средств федеральными силовиками, прикомандированными к региону. Многие говорят о том, что Северный Кавказ для России важен именно как «стратегический очаг напряженности», где одни народы (как правило, христиане) натравливаются на других (мусульман).

    Эти стереотипы репродуцируются оппозиционными СМИ, рядом некоммерческих организаций, а также некоторыми представителями региональных политических элит.

    Можно утверждать, что на Северном Кавказе, к сожалению, сложилась хорошо отлаженная и почти безупречно работающая схема информационного противодействия антитеррористическим силам. Механизм противостояния работает по одной и той же «дорожной карте». В Дагестане, Кабардино-Балкарии и Ингушетии после задержания или уничтожения террориста или подозреваемого лица стартует активная информационная атака на силовиков. Антитеррористические силы (силовики) обвиняются, как правило, в таких «смертных грехах» как превышение полномочий, внесудебные казни, убийства мирных жителей, незаконные задержания. В активный и хорошо отработанный процесс дезинформирования вовлекаются: родственники уничтоженного или задержанного; адвокаты - защитники участников незаконных вооруженных формирований (НВФ); журналисты; правозащитники - сотрудники некоммерческих организаций; блоггеры; активные пользователи Интернета. В ряде случаев, к процессу подключаются представители и региональных политических элит. Как правило, акторами-участниками этого деструктивного процесса активно распространяется информация о том, что задержанный или уничтоженный является жертвой произвола властей. Часто используются такие фразы - идеологические штампы как: «внесудебные казни», «…убитый силовиками», «…жертва милицейского произвола…» и т. д. Фактически деструктивным силам на Северном Кавказе удалось навязать антитеррористической коалиции свои правила ведения информационной войны. Как правило, антитеррористические силы вынуждены оправдываться или опровергать дезинформацию.

    Можно с уверенностью утверждать, что в ряде субъектов Северо-Кавказского федерального округа сложилась уже устойчивая «около террористическая» инфраструктура. И в этой инфраструктуре серьезную позицию занимает именно информационная составляющая. Точнее - дезинформационная.

    В этой связи считаем необходимым обратить внимание на ряд недостатков информационной составляющей борьбы с терроризмом. Во-первых, акторы информационного противостояния с терроризмом ведут информационную кампанию против действующих террористов и незаконных вооруженных формирований, забывая при этом потенциальных боевиков - молодых десоциальных молодых людей, составляющих социальную базу терроризма в республиках Северного Кавказа. Во-вторых, в процесс информационного противостояния терроризму вовлечены исключительно государственные органы. В отличие от противников, в информационной войне на стороне властей практически не участвуют некоммерческие организации, известные блоггеры, адвокаты, родственники жертв террористических актов, адвокаты. Не проявляют себя также соответствующим образом ни тухумы, ни тейпы, ни фамильные советы. Иными словами, «антитеррористическая сторона» не привлекает к информационной войне «активное гражданское население», которое в условиях Кавказа представляют как современные, так и традиционные структуры и институты.

    Между тем, только сформировав широкую гражданско-государственную коалицию, можно надеяться наизменение ситуации на информационном поле противостояния терроризму на Северном Кавказе.

    Еще на одну составляющую современного информационного противостояния в северокавказском регионе необходимо обратить внимание особо. Одними из активных акторов информационной войны являются пособники террористов, проживающие не на базах боевиков в горно-лесистой местности, а в населенных пунктах. Это, как правило, молодые люди (работающие или не работающие), которые осуществляют разовые поручения руководителей незаконных вооруженных формирований - амиров. Но это не единственная и даже, может, не главная их задача. Дело в том, что они выполняют роль неких «политинформаторов», осуществляя «информирование» молодых людей о том, что «…Россия - неправильная страна кяфиров, мунафиков и муртадов и единственный выход из ее состава и построение шариатского государства…». Помимо информационной работы они создают условия для рекрутирования молодых людей в состав участников незаконных вооруженных формирований, а некоторые их них непосредственно осуществляют рекрутирование в состав участников бандформирований. Практика рассмотрения уголовных дел по статье 205 УК РФ «терроризм», показывает, что большинство из них из потенциальных превращаются в реальных «лесных» участников незаконных вооруженных формирований.

    Целью информационной составляющей борьбы с терроризмом является уменьшение социальной базы терроризма а также формирование негативного образа участников незаконных вооруженных формирований среди населения республик Северного Кавказа .

    К работе по информационному противодействию терроризму необходимо привлечь:

    • авторитетных старших; выходцев из республик Северного Кавказа, получивших признание в других регионах и не утративших авторитета среди своего народа;
    • представителей некоммерческих организаций;
    • известных блогеров;
    • бывших террористов, находящихся в местах лишения свободы;
    • родителей и родственников террористов;
    • родителей и родственников погибших в специальных операциях силовиков;
    • известных спортсменов.

    Необходимо охватить максимально большое информационное пространство и действовать на опережение. Что имеется в виду?

    Первое. Информационная деструктивная деятельность участников незаконных вооруженных формирований и их пособников имеет региональный аспект. Террористы, находясь в различных вилайятах «Имарата Кавказ», как правило, не взаимодействуют друг с другом непосредственно. Соответственно, и информационная деструктивная деятельность имеет свои региональные особенности. Зачастую то, что имеет значение для потенциального участника незаконных вооруженных формирований в Ингушетии, может не возыметь действия в Дагестане или Кабардино-Балкарии.

    Второе. На Кавказе очень большую, а в ряде случаев определяющую роль имеет родственно-фамильно или тухумо-тейповые узы. В этом контексте бывает очень трудно подчас найти общий язык выходцу из горной Чечни с уроженцем равнинного Надтеречного района той же республики. Точно так же жители Ингушетии разделены на «назрановцев» и на «батлаков». То, что может обратить в террористы «назрановца», возможно, не возымеет действия на жителя селения Сурхахи.

    Следует отметить, что идеологи и ньюсмейкеры терроризма учитывают это обстоятельство и стремятся информационно не только объединить, но и отчасти «стандартизировать» такие разные по своим социальным связям и традиционной ментальности горные районы и анклавы. Например, такой одиозный террорист как Саид Бурятский (Александр Тихомиров) осознавал это и активно стремился объединить террористов не только идеологически, но и информационно, то есть создать единую информационную террористическую сеть.

    Поэтому при формировании стратегии информационного противодействия терроризму необходимо руководствоваться принципом, универсальной методики противодействия терроризму, которая бы использовалась во всех субъектах Северо-Кавказского федерального округа, но с учетом локальных традиционно значимых особенностей.

    Стратегия информационного противодействия терроризму должна состоять из следующих этапов-методов:

    1. Регулярный анализ ситуации (контент-анализ региональных и федеральных СМИ). Цель этого этапа-метода – выявление «проблемных зон» в освещении антитеррористической работы на Северном Кавказе. Следует отметить, например, что помимо электронных СМИ, северокавказскую террористическую проблематику регулярно освещает газета «Коммерсант». Но работа по освещению проблемы в этом издании носит информативно-нейтральный характер и начисто лишена идейной антитеррористической нагрузки. Здесь нет комментариев специалистов-террологов, иногда опускаются подробности, характеризующие террористов как откровенных моральных уродов.
    2. Необходимо научно-экспертное сопровождение антитеррористической деятельности на постоянной основе, включая мониторинговые социологические исследования (массовые, экспертные, фокусные и т.д.) в средних и высших учебных заведениях, некоммерческих организациях, региональных общественно-политических организациях, средствах массовой информации Северо-Кавказского федерального округа .

      Целью реализации этого этапа является выявление примерного процента населения, симпатизирующего участникам незаконных вооруженных формирований. Успех реализации данного исследования зависит от качества подготовки анкеты и вопросов экспертного интервью. Аналогичные разовые опросы силами местных социологов уже проводились, и результаты исследований показывают - наличие проблемы очевидно. Молодые люди открыто симпатизирую участникам незаконных вооруженных формирований.
    3. Экспертный анализ уголовных дел, рассмотренных судами в отношении участников незаконных вооруженных формирований. Результаты этой работы должны стать основой для подготовки материалов-публикаций в электронные и печатные средства массовой информации. Часть материалов носит закрытый характер, но их обнародование (в допустимых пределах) необходимо, так как будет раскрывать истинную сущность террористов. Важно, чтобы эта работа носила регулярный системный характер и имела координирующее звено.
    4. Регулярное проведение круглых столов по проблеме противодействия терроризму, экстремизму и сепаратизму именно на Северном Кавказе. Кстати, этот метод активно используется представителями некоммерческого сектора, критикующими политику федеральных властей на Северном Кавказе. Эффективность этого метода очевидна, потому что с помощью его реализации формируется горизонтальная сеть единомышленников.
    5. Необходимо учреждение северокавказского антитеррорстического Интернет-портала. Помимо информации об антитеррорстической деятельности здесь целесообразно размещать информацию о людях, погибших в борьбе с террористами, защищая целостность страны. Здесь же можно размещать биографии террористов. Анализ показывает, что практически все они имеют криминальное прошлое. Реализация этого этапа-метода также будет способствовать созданию горизонтальной антитеррористической сети в республиках Северного Кавказа.
    6. Для молодежи необходимо организовывать встречи с авторитетными общественными деятелями, способными показывать деструктивность террористической и экстремистской деятельности .
    7. Одним из важных методов информационного противодействия терроризму должна стать грантовая деятельность региональных и местных властей республик Северного Кавказа, базирующаяся на идее российской гражданской идентичности, нетерпимости к терроризму и миру на Кавказе. Стоит отметить, что в настоящее времяна Северном Кавказе очень сильно развит как раз антироссийский (антифедеральный) общественный сектор. Некоммерческие организации региона, получающие финансирование из-за рубежа, осуществляющие, как правило, правозащитную деятельность, фактически работают на подрыв авторитета местной и федеральной власти. Эти институты гражданского общества уже очень продолжительное время формируют протестное гражданское общество на Кавказе, имеющее тесные контакты с зарубежными организациями. Этой деструктивной деятельности надо противопоставить грантовую политику региональных и местных властей. Поддержка грантами на конкурсных условиях общественных организаций - один из самых эффективных методов формирования сторонников того или иного общественного или политического направления. Анализ показывает, что в регионе нет ни одной активной некоммерческой организации, работающей на укрепление российской государственности или пропагандирующей борьбу с терроризмом, сепаратизмом или экстремизмом. В свою очередь, существует большое количество деструктивно работающих некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на формирование профессионального протестного движения.
    8. Особенностью деструктивной информационной работы террористов и их пособников является то, что в их поле зрения, как правило, попадают социально незащищенные молодые люди, воспитывавшиеся в неполных семьях. Материалы допросов участников незаконных вооруженных формирований подтверждают этот тезис.

    Поэтому для предотвращения рекрутирования людей в состав бандподполья было бы целесообразным формирование банка данных социально незащищенных молодых семей и молодых людей, не имеющих условий для достойного существования. В населенных пунктах Северного Кавказа эта работа не будет не выполнимой или очень трудоемкой для региональных органов социальной защиты. Имея такой банк данных, можно было бы очертить круг потенциально уязвимых для вовлечения в террористическую деятельность лиц.

    Параллельно необходимо вести работу по информированию молодежи (кстати, не только социально незащищенной, но и обеспеченной ее части) об опасности участия в незаконных вооруженных формированиях. Необходимо разработать памятку-информацию «Что делать, если тебе предложили стать террористом» . Молодые люди часто попадают в «террористический капкан», из которого, по их мнению, выхода уже нет. Но необходимо разъяснять, что чем раньше уйти из под опеки участников незаконных вооруженных формирований, тем безопаснее. Причем памятка- информация должна быть написана и на национальных языках и на русском. Памятка должна быть подписана также каким-то уважаемым в регионе лицом.

    В целом, становится очевидно, что без радикального реформирования информационной составляющей в системе мер по антитеррористической деятельности едва ли стоит ожидать заметных успехов на этом направлении.